Изобретение подвижных литер

В первые несколько веков своего существования книгопечатание с деревянных досок было медленной, кропотливой и чрезвычайно трудоёмкой работой. Мастера мучительно долго изготавливали каждую матрицу, которую после окончания печати приходилось выбрасывать. Чтобы напечатать следующую страницу, сложный процесс приходилось начинать сначала.

Решение проблемы предложил китаец Би Шэн. Он изобрёл наборный шрифт в виде глиняных печатей, которые можно было составлять вместе, чтобы напечатать страницу. Огромное преимущество нового метода состояло в том, что глиняные литеры можно было использовать многократно.

К сожалению, составной набор Би Шэна, который при использовании любой алфавитной письменности мог бы произвести революцию в печатном деле задолго до Гутенберга, в случае китайского письма с его сотнями и тысячами используемых иероглифов оказался чересчур громоздким. Вот почему главным способом печати в Восточной Азии ещё много столетий оставалось получение оттисков с резных деревянных досок, хотя и технология Би Шэна тоже была в ходу наряду с традиционной.

До изобретения Би Шэном подвижных литер существовало много разных способов печати (самые первые — отпечатки на ткани — были известны в Китае уже к 220 году). Однако ни один из этих способов не позволял печатать большие тиражи — это стало возможным лишь после изобретения подвижного шрифта. Благодаря новому методу в китайских библиотеках появились десятки тысяч книг. В поисках материала для шрифта китайцы опробовали и олово, но прекратили эти опыты, поскольку на оловянный шрифт плохо ложилась тушь.


Изобретение подвижных литер

Мои коллажи — это не мозаичные головоломки, а организмы, которые растут до тех пор, пока их вес не будет уравновешен их энергией. Что произойдёт дальше? В каком направлении они будут развиваться? Я ищу внутреннюю логику в самой работе. Эта логика может насчитывать множество составляющих или быть замкнута на самой себе, но она не более случайна, чем извивы виноградной лозы.

Если в моих книгах и есть что-то общее, то это шероховатость — все они не отшлифованы. Очень часто с ними что-то не так.

Перспектива изменений, приносимых стремительным информационным потоком, сейчас настолько велика, что нам попросту некогда передохнуть — у нас нет неподвижной картинки, которую можно было бы созерцать на досуге.

Индейцы и американские военные на подписании мирного договора в Прери-ду-Шин. Рисунок для этой литографии был сделан непосредственно на месте событий
Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк
Первые исследователи американского Запада Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк должны ...
Достоевский Фёдор Михайлович
Фёдор Достоевский
«Преступление и наказание», 1866 год Вначале июля, в чрезвычайно жаркое время, под ...