Политическая экономия Адама Смита

Вышедшая в 1 776 году книга шотландского экономиста и философа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» стала настоящей библией капитализма, а теория Смита — первой цельной системой политэкономии.

В предыдущей книге «Теория нравственных чувств» (1 759 год), также вызвавшей широкий резонанс, Смит в основном рассматривал природу и психологию человека; в «Богатстве народов» основное внимание было уделено факторам социальной эволюции. Возможно, на взгляды Смита повлияли контакты с деятелями французского Просвещения, а именно с экономистом Франсуа Кенэ.

В «Богатстве народов» Адам Смит резко выступал против распространённого в те времена меркантилизма, когда правительства наделяли монопольными правами своих фермеров, торговцев и производителей и брали их под защиту от якобы недобросовестной конкуренции со стороны иностранцев. Смит доказывал, что беспошлинная торговля, свободная конкуренция и разнообразие товаров стимулируют экономическое развитие, помогают бороться с нищетой и даже способствуют нравственному и социальному развитию общества во имя «наибольшего блага для всех».

Считая людей эгоистичными и корыстолюбивыми по природе, Смит утверждал, что только конкуренция в свободной торговле способна сдерживать цены и поощрять разнообразие товаров и услуг. Новая экономическая философия Адама Смита заложила основы классической экономической науки и помогла расчистить путь для свободной торговли и экономического развития.

В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Адам Смит ввёл метафору «невидимая рука рынка». На русский язык его книгу впервые перевели в 1 802 — 1 806 годах


Политическая экономия Адама Смита

По своей природе любой творческий процесс в той или иной степени включает в себя неудачу. Ты начинаешь работать, и у тебя ничего не выходит. Ты продолжаешь — становится лучше, но всё же недостаточно хорошо. Порой кажется, что всё только хуже. И ты пробуешь снова и снова. Наконец, в отчаянии ты делаешь последний рывок, думая: «У меня никогда не получится». И у тебя получается!

Мы используем сетки в нашей работе, но нам кажется, что мы делаем это совсем не так, как, например, поздние швейцарские дизайнеры модернисты вроде Йозефа Брокмана. Хотя нам действительно нравится работать с сеткой, мы бы не осмелились назвать себя настоящими сеточниками.

Почему-то всегда так получается, что либо работа мне не по зубам, либо я занят «по горло», либо просто несведущ в том, что мне поручили. Это будоражит. И именно это заставляет меня приходить в студию каждый день. Ведь никогда не знаешь, кто тебе позвонит и какие препятствия встанут на твоём пути.

Блаженный Августин, около 430 года
Блаженный Августин определяет путь христианской церкви
Пожалуй, ни один мыслитель не оказал на средневековую Европу такого влияния, как ...
Взрыв дирижабля «Гинденбург»
Взрыв дирижабля «Гинденбург»
Из радиорепортажа, 1 937 год Тысяча человек пришли полюбоваться на посадку этого ...