Экранизация романа Льва Толстого «Война и мир»

Первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого была предпринята в 1915 году режиссёрами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась лишь экранизация отдельных отрывков романа.

Спустя сорок лет американский режиссёр Кинг Видор вновь обратился к «Войне и миру», сняв двухсерийную версию с участием таких звёзд Голливуда, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Генри Фонда (Пьер Безухов), Мела Ферреры (Андрей Болконский) и другие. Однако фильм не имел того успеха, на который рассчитывали его создатели.

Именно американо-итальянская киноверсия «Войны и мира», а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения побудили советских кинематографистов снять свой вариант толстовского романа.

Первоначально главным претендентом на роль постановщика фильма выступал мэтр отечественного кинематографа, глава оргкомитета Союза кинематографистов СССР и хозяин «Мосфильма» Иван Пырьев.

Но у него имелось много врагов, которые и инспирировали в феврале 1961 года письмо видных военных деятелей и работников культуры и искусства, в котором Минкульту предлагался в качестве постановщика Сергей Бондарчук: «Как известно, американский фильм, созданный по этому роману, не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л.Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа, чем вызвал справедливые претензии советского зрителя.

Русский фильм „Война и мир“ может стать событием международного значения. К работе над ним должны быть привлечены крупнейшие драматурги и мастера кино. Постановкой фильма должен руководить кто-то из лучших наших кинорежиссёров. Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С. Ф. Бондарчук». Пырьев не простит этого Бондарчуку до самой своей кончины.

В феврале 1961 года у Е. А. Фурцевой состоялось совещание, где окончательно был решён вопрос об экранизации «Войны и мира». На нем, кроме минкультовских работников, присутствовали также представители Госкино (зампред В. Баскаков) и мосфильмовцы (директор студии В. Сурин, С. Бондарчук).

3 апреля Сурин обратился к Фурцевой с просьбой разрешить начать заготовку сценария на три серии (чуть позже фильм разрастётся до четырёх серий). На эти мероприятия глава «Мосфильма» просил выделить 150 тысяч рублей из фондов Минкульта. 5 мая Фурцева ответила согласием, распорядившись выделить из фондов 30 тысяч рублей. С этого момента началась работа в архивах, рисовались эскизы будущих декораций и костюмов.

В качестве соавтора в написании сценария Бондарчук взял в помощники 35-летнего драматурга Василия Соловьёва. «Работая над сценарием картины „Война и мир“, — писал Соловьёв, — я проштудировал с карандашом в руках, делая выписки, десятки томов: литературоведческие исследования, переписку Толстого, военные источники — книги, известные только специалистам. И это всё для того, чтобы понять, как, какими путями развивалась мысль Толстого».

В эти же дни Бондарчук начал подбирать актёров на главные роли. Так, на роль Андрея Болконского пробовались Юрий Соломин, Эдуард Марцевич и Олег Стриженов, но состязание выиграл последний. На роль Кутузова 16 мая был приглашён ленинградский актёр Николай Симонов, последняя роль которого в телефильме «Очарованный странник» потрясла Бондарчука.

Среди других возможных исполнителей в планах Бондарчука значились: Александр Кторов (Николай Болконский), Владимир Станицын (граф Ростов), Никита Михалков (Петя Ростов). Осенью на «Мосфильме» начались первые репетиции.

27 февраля 1962 года генеральной дирекцией студии был принят литературный сценарий 4-х серий, 20 марта этот сценарий был обсуждён на совещании в Минкульте. Там его тоже одобрили и обязали ряд ведомств и учреждений оказывать всю необходимую помощь создателям будущей эпопеи.

26 марта Фурцева направила письмо заместителю министра сельского хозяйства И. Мозговому о выделении 900 голов лошадей нужных мастей. Консультант фильма по кавалерии генерал-лейтенант Н. Осликовский и директор фильма Н. Иванов вскоре выехали в ЗакВО и ТуркВО для определения годности лошадей горных батарей. В скором времени именно эти лошади станут костяком для создания кавалерийского полка при «Мосфильме» под съёмки «Войны и мира».

30 марта фильм был запущен в подготовительный период. Финансирование было выделено приличное: 795 тысяч рублей на актёрские пробы, постройку декораций и так далее плюс 600 тысяч на приобретение необходимого инвентаря.

Остаток весны и все лето в павильонах «Мосфильма» шли интенсивные актёрские пробы.

Олег Стриженов внезапно раздумал играть Андрея Болконского. И это накануне начала съёмок! Свой отказ Стриженов мотивировал тем, что собирается пойти работать во МХАТ, а съёмки, которые грозят растянуться на несколько лет, не позволят ему отдавать всего себя сцене. Бондарчук отправился жаловаться на него в Госкино. Стриженова вызвал к себе зампред Баскаков, но и он ничего не добился. Когда актёр наотрез отказался возвращаться в «Войну и мир», зампред только руками развёл: «Ну, не с милицией же заставлять играть Болконского». Даже министр культуры Фурцева, которая лично отвечала за создание грандиозной эпопеи, не смогла уговорить его сниматься.

7 сентября 1962 года съёмки фильма «Война и мир» начались. Это были локальные съёмки уходящей осенней натуры, которые должны были вестись на протяжении месяца. Снимать начали с эпизода, где французские солдаты расстреливают у стен Новодевичьего монастыря москвичей, подозреваемых в поджогах города. Среди последних находился и Пьер Безухов, роль которого исполнял сам Сергей Бондарчук (в первоначальных планах режиссёра было пригласить на эту роль знаменитого штангиста Юрия Власова, но тот отказался). К слову, его жене Ирине Скобцевой досталась в картине роль прелестной Элен.

Съёмки у стен монастыря велись в течение нескольких дней, после чего группа перебазировалась в Кремль, чтобы снять несколько объектов на его территории. В конце сентября, недалеко от Иванькова, в селе Богословском, начали снимать эпизод «охота в имении Ростовых в Отрадном».

Тогда же был заменён и другой актёр — Николай Симонов, которого утвердили на роль Кутузова. Роль великого полководца сыграл актёр Театра имени Вахтангова Борис Захава, у которого в союзном Минкульте было гораздо больше покровителей, чем у Симонова.

Параллельно со съёмками Бондарчук лихорадочно искал исполнителя на роль Андрея Болконского. После Стриженова его выбор пал на Иннокентия Смоктуновского. Но тот в это же самое время получил предложение от Григория Козинцева сыграть Гамлета. Когда Бондарчук об этом узнал, он предложил актёру самому выбирать, у кого он хочет сниматься. После мучительных размышлений Смоктуновский выбрал Бондарчука. Но тут в дело вмешался Козинцев, который отправился жаловаться в Кинокомитет. Поскольку авторитет у режиссёра был большой, он сумел отстоять свои интересы, и Смоктуновского вернули в «Гамлет».

Роль Андрея Болконского в итоге досталась Вячеславу Тихонову, с которым Бондарчук был знаком ещё по фильму «Молодая гвардия».

1 декабря съёмочная группа в полном составе выехала в свою первую экспедицию — в Закарпатье, в город Мукачево. Там группе предстояло снимать сразу два крупных сражения 1805 года между русско-австрийскими и французскими войсками: Шенграбенское и Аустерлицкое. Однако подкачала погода. В те дни там выпало столько снега и ударили такие морозы, что съёмки пришлось отложить. Думали, что аномалия продлится всего несколько дней, но ошиблись — она явно затягивалась. Поскольку для перебазирования группы в другое место понадобилось бы ни много ни мало 150 вагонов (столько было привезено в Мукачево реквизита), было решено никуда не уезжать и снимать пока другие 231 сцены. Тогда, в частности, запечатлели на плёнку проход войск под Красным и дуэль Долохова и Пьера (бились они, утопая в снегу на поляне парка санатория «Карпаты»). В свободное от съёмок время занимались муштрой: солдат Закарпатского военного округа, участвовавших в массовых сценах, учили строевому шагу русской и французской армий. Отдельные учения проводились с артиллеристами — их обучали искусству управляться с пушками XIX века.

Вячеслав Тихонов объявился на съёмках «Войны и мира» только в середине декабря. Первую половину, до 14 декабря, он снимался в «Оптимистической трагедии», после чего самолётом вылетел в Мукачево. Обратно он вернулся 18 декабря и больше до конца года в Мукачево не выезжал, поскольку эпизоды с его участием там не снимались.

Тем временем в первые же дни января 1963 года в Закарпатье наступила долгожданная оттепель, и съёмочная группа «Войны и мира» зашевелилась. Началась подготовка к съёмкам Шенграбенского сражения. А пока сняли проезд Андрея в коляске с Кутузовым. Кстати, по мнению многих, это самые неудачные кадры Тихонова в этом фильме: уж больно он старался «изобразить князя» — позой, голосом. К счастью, вскоре актёр поймёт свою ошибку и «изображать» своего героя перестанет.

Шенграбенское сражение снимали в течение нескольких дней у села Куштановица. В массовых сценах было задействовано 3 тысячи человек. Съёмки шли трудно. Операторам Шеленкову и Чен приходилось снимать по множеству дублей (иной раз по 30–40!), поскольку управлять такой массовкой было чрезвычайно сложно. Иной раз люди за съёмочный день так выматывались, бегая туда-сюда по нескольку сот метров, что к вечеру буквально валились с ног.

На футбольном поле стадиона в Мукачеве сняли эпизод, где русский и австрийский императоры проводят смотр своего 80-тысячного союзнического войска под Ольмюцем.

20 июля начался переезд в следующую экспедицию: в город Дорогобуж Смоленской области, где предстояло снимать самую крупную баталию — Бородинское сражение. Съёмки во второй экспедиции начались 1 августа. В тот день и в последующие снимали объекты: «пруд», «пыльная дорога», «горки». Само сражение начали снимать ближе к сентябрю, и эти съёмки стали самыми сложными. Шутка ли: там принимало участие почти 13 тысяч 500 пеших солдат, изображавших русские и французские войска, 1 500 конников. Во время съёмок сражения было использовано 23 тонны взрывчатки (её взрывали 120 сапёров), 40 тысяч литров керосина, было произведено более 12 тысяч воздушных взрывов и более 10 тысяч огневых фугасов.

4 ноября группа покинула Дорогобуж и вернулась в Москву. Теперь по плану предстояла экспедиция в Калинин, однако поездка сорвалась по независящим от группы причинам. Решили снимать в павильонах, но тут выяснилось, что практически все они заняты другими группами. И несмотря на то, что у группы «Войны и мира» был карт-бланш, им приходилось снимать свои эпизоды урывками. Полноценные съёмки начались 25 декабря. Снимали: «штаб Багратиона», «цветочную в доме Ростовых», «комнату Катиш», «приёмную и штаб Кутузова».

Работа в павильонах «Мосфильма» и на натуре шла почти полгода: с конца декабря 1963 года до середины июня 1964 года. За это время было снято множество объектов. В самом конце этого этапа съёмок снимали первый бал Наташи Ростовой. Съёмки велись в самом большом мосфильмовском павильоне № 1 с участием массовки численностью в 500 человек (в первоначальных планах было снимать эту сцену в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но эта затея сорвалась). Реквизит, который использовался во время съёмок, имел различное происхождение. Например, большую часть бижутерии создала знаменитая чешская фирма «Яблонекс».

Несколько московских и ленинградских музеев предоставили огромные люстры, каминные часы, фонари-миракли, подсвечники и так далее.

15 июня началась новая экспедиция — в Ленинград. Там в течение нескольких дней снимали проезд Пьера и Андрея по городу. Съёмки велись на стрелке Васильевского острова, в Петропавловской крепости, у Летнего сада, у Эрмитажа. Кроме этого, в городе на Неве сняли объекты: «окно кабинета князя Андрея в Петербурге», «летний сад», «у Зимнего дворца», «окно салона Шерер», «окно в квартире Анатоля Курагина». В Москву группа вернулась 7 июля, чтобы вновь снимать павильоны.

Параллельно было принято решение срочно подготовить первые две серии фильма для показа на Московском международном кинофестивале, который должен был пройти в июле этого года.

30 июня 1 и 2-я серии фильма были приняты генеральной дирекцией «Мосфильма» и представлены в Госкино. С приёмкой картины там тоже никаких проблем не возникло. Потом был Московский кинофестиваль, на котором первые две части фильма «Война и мир» были удостоены Главного приза.

Между тем в среде самих кинематографистов фильм вызвал разную реакцию. Одни его хвалили, считая самой удачной экранизацией толстовских произведений, другие ругали, обвиняя в искажении смысла бессмертного произведения (дескать, Бондарчук погнался за масштабом, утопив зерно романа).

9 августа съёмки фильма возобновились (начали снимать 3 и 4-ю серии). В Можайске сняли несколько объектов и 14 августа отправились в Калинин. В эти же дни первые две серии «Войны и мира» демонстрировались на Международном кинофестивале в Венеции. Фильм произвёл там настоящий фурор и был удостоен одного из почётных призов, как высокохудожественное произведение искусства.

Тем временем съёмки фильма продолжались. В начале октября съёмочная группа переехала в Звенигород. Там снимали «Лысые горы». Параллельно шло озвучание отснятого материала.

Между тем 14 марта в столичном кинотеатре «Россия» состоялась премьера 1-й серии фильма «Война и мир» («Андрей Болконский»). Ажиотаж был огромный: очереди в кассы выстроились километровые. На премьере присутствовали члены съёмочного коллектива во главе с Сергеем Бондарчуком, который выступил перед зрителями с приветственным словом. Картина зрителей по-настоящему потрясла. Как итог: в прокате 1966 года 1-я серия фильма заняла 1-е место, собрав на своих сеансах 58 миллионов зрителей.

21 марта начался монтаж 3—4-й серий. Параллельно шли съёмки.

17 октября снимали общий план горящей Москвы. Были задействованы 6 камер, 5 пожарных команд, которые в случае непредвиденных обстоятельств должны были качать воду из ближайшего озера. Однако съёмки прошли без единого инцидента.

28 октября основные съёмки фильма были закончены. 28 декабря генеральная дирекция «Мосфильма» приняла 3-ю серию фильма («1812 год»). Работа над 4-й серией («Пьер Безухов») всё ещё продолжалась.

26 апреля Бондарчук в компании с директором «Мосфильма» В. Суриным, а также актёрами Вячеславом Тихоновым и Людмилой Савельевой повёз 3-ю серию «Войны и мира» на кинофестиваль в Канны (на внеконкурсный показ). Ажиотаж вокруг фильма там стоял огромный: зрителей в зал набилось столько, что часть из них вынуждена была стоять на ступеньках, поскольку все сидячие места были заняты.

В начале августа были завершены работы над 4-й серией фильма («Пьер Безухов»). Тогда же был окончательно сведён баланс картины. Согласно финансовым документам, советский блокбастер обошёлся в невиданную сумму — 8 миллионов 291 тысячу 712 рублей при смете в 8 миллионов 83 тысячи 412 рублей. Но все эти затраты окупились сторицей, поскольку четыре серии фильма собрали в прокате свыше 135 миллионов зрителей, каждый из которых заплатил за билет в среднем по 25 копеек. Таких денег советское кино ещё не видело.

15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 год, фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший зарубежный фильм. Он также внесён в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в его съёмках принимало участие самое большое число киностатистов — 120 тысяч человек.


Кадр из фильма С. Ф. Бондарчука «Война и мир»
Кадр из фильма С. Ф. Бондарчука «Война и мир»

Наиболее выдающиеся образцы графического дизайна, изменившие наш взгляд на мир, зачастую служат для самых приземлённых вещей: это может быть реклама чернил, сигарет, свечей зажигания или машинного оборудования.

Майкл Рок (р. 1959)

Обычно я просто пробую самые разные вещи и не очень волнуюсь о модульной сетке или структуре до тех пор, пока не почувствую, что понимаю, что я делаю. А после этого я убираю всё лишнее. Если вы начинаете с порядка, очень сложно достигнуть небрежности.

Эйприл Грейман (р. 1948)

Время от времени я думаю, что хорошо было бы вернуться к рисованию.

Джанет Фройлих (р. 1946)

Бизоны (доисторическая наскальная роспись в пещере Альтамира в Испании)
Доисторическое искусство
Бесценные источники информации о людях и художественные шедевры. По всей земле в ...
Микрочипы на материнской плате компьютера
Транзисторы и интегральные схемы
Первый вычислительный прибор — счётную доску — изобрели на Ближней Востоке ...