Конец минойской цивилизации

Около 1 450 года до нашей эры

Минойская цивилизация на Крите погибла от рук народа микенцев, пришедшего из континентальной Греции и во многих отношениях унаследовавшего культуру минойцев. После полутора столетий торгового партнёрства с минойцами микенцы около 1 450 года до нашей эры вторглись на Крит — они жгли города, грабили дворцы и, вероятно, уводили в рабство ремесленников и строителей.

Вскоре в континентальной Греции стали появляться построенные по минойским технологиям крепости из тёсаного камня, а также фрески в минойском стиле. Микенцы переняли минойскую систему письма, результатом чего, по всей видимости, стала первая разновидность древнегреческой письменности — линейное письмо Б. Микенцы освоили минойские торговые пути, устроили форпосты на Эгейских островах и в западной Анатолии.

Позже греческие сказители донесут до нас некоторые предания этого воинственного народа в самых известных эпических произведениях мировой литературы — «Илиаде» и «Одиссее». Историки всё ещё спорят о причинах упадка и гибели цивилизации минойцев. Многие считают, что её погубило катастрофическое извержение вулкана, уничтожившее остров Тира. Обширные территории на Крите и окрестных побережьях засыпало слоем вулканического пепла. Вероятно, суда минойцев были выброшены на берег приливными волнами и разбиты, что подорвало экономику острова. Последующие перемены климата — вулканическая зима, вызванная тучами поднявшегося в воздух пепла, — губительно сказались на посевах.

На самом Крите не найдено дворцовых комплексов, однако на Тире раскопаны остатки крупного минойского поселения возле Акротири — с трёхэтажными зданиями, широкими улицами и площадями. Акротири демонстрирует все признаки развитой культуры и славится своими фресками и керамикой. Там найдены таблички с надписями в системе линейного письма А, предшествовавшего письму Б. Эти надписи до конца не расшифрованы.

Город бронзового века Акротири погиб, погребённый под вулканическим пеплом, — но именно этот пепел сохранил его до наших дней и сделал одной из важнейших археологических находок на Эгейском море


Кносский дворец, реконструкция
Кносский дворец, реконструкция

Главная проблема графического дизайна сегодня: веришь ли ты ему. Дело больше не в миссии дизайнера — каждый творец в конце концов продаёт свою душу. Я этого не сделал — и что же? Люди называют меня одним из самых известных дизайнеров в мире, и я не нажил на этом денег.

Чтобы продать работу, которой я горжусь, я должен быть красноречивым и неистовым, угрожать, проталкиваться, настаивать, умолять, убеждать, льстить, преувеличивать, расхваливать, манипулировать, быть надоедливым и энергичным, иногда врать и всегда продавать, страстно продавать!

Признаться, я не смотрю на чужие работы... В целом на меня влияют разные вещи — от написанной художником картины до вывески на улице. Иногда надпись «Продаётся» в витрине магазина привлекает меня гораздо больше самой серьёзной дизайнерской работы. Не то чтобы я не находил некоторые из них достойными, но, мне кажется, опасно подходить слишком близко к чужой работе и поддаваться её влиянию.

Блаженный Августин, около 430 года
Блаженный Августин определяет путь христианской церкви
Пожалуй, ни один мыслитель не оказал на средневековую Европу такого влияния, как ...
Генетически модифицированный томат «Флавр Савр» слева
Генетически модифицированные продукты
Когда в середине XIX века Грегор Мендель открыл способ скрещивания растений и ...