Официальное открытие Панамского канала

Церемония закладки канала, состоявшаяся 1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде, проходила под французским флагом, заканчивать же строительство этого грандиозного сооружения пришлось американцам — в конце 1898-го французское правительство предложило американскому президенту Уильяму Маккинли выкупить недостроенный канал за 40 миллионов долларов. И вот спустя 15 с лишним лет после этой сделки по каналу проследовал первый корабль «Кристобаль» — из Атлантического океана в Тихий.

Первым из европейцев пересёк Панамский перешеек в 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа.

Идея создания канала относится к началу XVI века, но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства.

В 1846 году Соединённые Штаты навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центральной Америке, США заключили договор Клейтона — Булвера 1850 года, по которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 году учредила «Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство канала в скандальную авантюру и привела к банкротству компании. Появился даже термин «панама», обозначающий крупное мошенничество с подкупом должностных лиц.

Испано-американская война 1898 года усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Западном полушарии. В 1901 году они заключили с Великобританией новый договор, согласно которому США получили исключительное право сооружения Панамского канала. Воспользовавшись национально-освободительным движением панамского народа, США в 1903 году поддержали требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 году военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через канал 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года, после чего канал фактически вступил в строй.

Длина Панамского канала — 81,6 км, в том числе 65,2 км — по суше и 16,4 км — по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне проходит по долине реки Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину реки Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра — 87 м над уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 году работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 м почти до 150 м.

Гарантированная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок канала, большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На канале имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 — 33,5 м. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через канал — 7–8 ч, минимальное — 4 ч. Средняя пропускная способность — 36 судов в сутки, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) — 48 судов в сутки.

Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), путь между которыми сократился в 2,5–3 раза, между восточным побережьем США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.

В 1971 году через него прошло 15,3 тысячи судов, перевёзших 121 миллионов т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 миллионов т и из Тихого в Атлантический океан 52 миллиона т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность канала уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тысяч т — крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала.

Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 году рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера — Лагарто, приблизительно в 15 км к западу от существующего канала. Вдоль канала, между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.

Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 года о Панамском канале и зоне канала. В 1973 году этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии Совета Безопасности ООН.

Согласно подписанному в 1977 году между Панамой и США договору Торрихоса — Картера, с 1 января 2000 года Панамский канал передан под полную юрисдикцию Панамы. 14 американских военных баз в зоне канала, занимавших площадь свыше 1 500 квадратных километров, со всей инфраструктурой также перешли в пользование панамцев.


Панамский канал
Панамский канал

Тактильные свойства материалов, таких как калька, цветная бумага, доска или пластиковая плёнка, прежде часто становившиеся источником вдохновения, больше не важны в развитии дизайна. Впервые я осознал эти изменения несколько лет назад, когда магазин художественных товаров закрыл мой счёт, потому что сумма, которую я потратил на покупку материалов, не достигла обязательного квартального минимума.

Вилли Кунц (р. 1943)

Разрабатывая логотип, мы всегда заглядываем далеко вперёд. Он должен быть достаточно современным, для того чтобы отражать настоящий момент, и в то же время не быть трендовым, чтобы не устареть раньше времени. Как гласит поговорка, «ничто не тупится быстрее, чем лезвие ножа».

Стефф Гайсбулер (р. 1942)

Признаться, я не смотрю на чужие работы... В целом на меня влияют разные вещи — от написанной художником картины до вывески на улице. Иногда надпись «Продаётся» в витрине магазина привлекает меня гораздо больше самой серьёзной дизайнерской работы. Не то чтобы я не находил некоторые из них достойными, но, мне кажется, опасно подходить слишком близко к чужой работе и поддаваться её влиянию.

Фабьен Барон (р. 1959)

Фреска, изображающая богато одетых, оживлённо жестикулирующих минойских женщин. (Люди кажутся запечатлёнными в момент движения или в порыве чувств, а не застывшими в искусственных, неловких позах)
Минойская цивилизация Крита
На фоне других ярких цивилизаций Древнего мира минойцы прославились как народ, ...
«Рождение нации» подхлестнуло расистские предубеждения
История кино
Миллионы людей каждую неделю покупают билеты в кино, внося свой финансовый вклад ...