Обнаружение кумранских свитков

Местность Кумран вблизи Мёртвого моря — один из наиболее безлюдных районов на земном шаре, большей частью лишённый растительности и непригодный для человеческого обитания. Крутые скалистые известняковые холмы, изрезанные обрывистыми оврагами и изъязвленные пещерами, составляют весь его ландшафт.

Бесплодная Иудейская пустыня тем не менее примыкает с востока к Вифлеему и Иерусалиму. На северной её границе стоит Иерихон, возможно, древнейший город в мире. Круто поднимаясь от глубокой впадины Мёртвого моря, эта древняя земля еврейского племени Иуды не была полностью изолирована от хода истории. Здесь гремели битвы, по крайней мере начиная с той поры, когда Саул воевал со своим бывшим придворным менестрелем Давидом.

Бунтовщики, грабители и святые искали убежища в её безлюдье. Но в основном на протяжении веков она была приютом для полукочевых племён. Здесь они охотились или перекочёвывали со своими стадами в поисках корма.

Иногда они заходили в отдалённые вади (сухие русла) и взбирались на отвесные скалы. В более близкие нам времена эти никем не охраняемые холмы были раем для контрабандистов, пока те не обратили своё внимание на ещё более доходные предприятия.

Однажды собака одного араба, преследуя какое-то животное, внезапно исчезла на глазах у хозяина. Очевидно, она прыгнула в одну из многих естественных пещер, но изнутри отверстие было, вероятно, слишком высоко над землёй, и собака попала в ловушку. Чтобы вызволить её, араб спустился через отверстие в темноту. Когда его глаза привыкли к мраку, он с удивлением заметил странные предметы, в которых опознал испещрённые значками кожаные свитки.

Сообщается, что затем араб прибыл в Иерусалим и взбудоражил местное еврейское население сообщением, что в Иудейских холмах спрятаны какие-то книги. Евреи из Иерусалима повалили толпами в пустыню и нашли в указанном месте, неподалёку от Иерихона, большое количество как ветхозаветных, так и не библейских по содержанию свитков, которые все были написаны на древнееврейском языке.

Древние еврейские манускрипты, случайно обнаруженные в 1947 году юным бедуином, вызывают повышенный интерес как у обычной публики, так и в научных кругах все последние десятилетия. Дело в том, что кумранские рукописи (или «рукописи Мёртвого моря») рассказывают об исторических событиях времён Второго Храма (520 год до нашей эры — 70 год нашей эры), в частности, со II века до нашей эры до разрушения Второго Храма в 70 годах нашей эры — времени решающих перемен в развитии и установлении монотеистической религии.

За первым открытием последовало другое, и так были обнаружены одиннадцать пещер со свитками и место древнего поселения. С 1947 года на месте этих открытий проводятся бесконечные исследования; не осталось ни одного неперевёрнутого камня, ни одной неисследованной щели; поселение Кумран буквально перерыто.

В первой пещере были найдены семь длинных свитков. Необычные обстоятельства находки, канун войны Израиля за независимость послужили препятствием для переговоров по приобретению рукописей. Незадолго до провозглашения государства Израиль профессор Еврейского Университета Е. Л. Сукеник нелегально приобрёл три свитка у араба-христианина, торгующего антиквариатом в Бейтлехеме. Остальные четыре свитка попали в руки Мар Самуэля, митрополита монастыря Святого Марка сирийских якобитов в Иерусалиме. В 1949 году он отправился в США вместе с рукописями, но прошло пять лет, прежде чем прелат нашёл покупателя.

1 июня 1954 года Мар Самуэль поместил объявление в Wall Street Journal с предложением продать четыре «свитка Мёртвого моря». На объявление обратил внимание Игаль Ядин, сын профессора Сукеника, который только что покинул пост начальника личного состава Израильских Вооружённых Сил и вернулся к своему первоначальному занятию — археологии. С помощью посредников четыре свитка были выкуплены у Мар Самуэля за 250 000 долларов.

Таким образом, рукописи, ускользнувшие от отца Ядина из-за войны, он получил теперь в своё распоряжение. Стоимость покупки была частично оплачена Д. С. Готтесманом, филантропом из Нью-Йорка. Его наследники стали спонсорами сооружения Музея рукописей в Иерусалиме, где выставлены эти уникальные рукописи.

Семь свитков из первой пещеры, хранящиеся теперь в Музее рукописей, — это Исайя А, Исайя В, Комментарий Хабаккук, Свиток Благодарения, Правила Общины (или Руководство по Дисциплине), а также Апокриф Книги Бытия, написанный на арамейском языке. Все рукописи были опубликованы.

С момента открытия свитков в 1947 году до начала систематических археологических исследований на территории Кумрана прошёл как минимум год.

Северная область Мёртвого моря, где расположен Кумран, до 1967 года оставалась частью Иордании. Поиском рукописей занимались бедуины, опустошившие первую пещеру, что, без сомнения, привело к утрате ценных материалов.

В начале 1949 года пещера, наконец, была осмотрена археологами из Иордании. Ланкастер Хардинг, директор Отделения древностей, предпринял раскопки первой пещеры вместе с Пьером Роланом де Во, французским священником-доминиканцем, возглавлявшим Библейскую Школу в Иерусалиме. В процессе исследования пещеры, расположенной в километре севернее Вади Кумран, были найдены по крайней мере семьдесят фрагментов, включая части семи оригинальных свитков. Это открытие позволило установить происхождение купленных свитков. Также были обнаружены археологические артефакты, подтвердившие датирование рукописей, сделанное в результате палеографического исследования.

Бедуины продолжали поиски свитков, поскольку эти лоскутки кожи оказались неплохим источником дохода. Так как первая пещера была полностью перерыта, новые материалы, предложенные бедуинами, показали, что первая пещера не была изолированным феноменом в пустыне и что существуют и другие пещеры с манускриптами.

1951–1956 годы были отмечены повышенной активностью, связанной как с поиском пещер, так и с раскопками на местах, где предполагалось существование рукописей. Была тщательна исследована восьми-километровая гряда скал. Из одиннадцати пещер, где были найдены свитки, пять были открыты бедуинами и шесть — археологами.

Некоторые пещеры были особенно богаты историческим материалом. В третьей пещере были обнаружены два окисленных рулона кованой меди (Медный Свиток), содержащие длинные списки реальных или воображаемых спрятанных сокровищ — загадка, будоражащая умы по сей день. Четвёртая пещера дала самое большое количество материала: здесь были найдены 15 000 фрагментов как минимум шестисот текстов. Последняя — одиннадцатая — пещера, содержащая рукописи, была открыта в 1956 году; в ней были найдены многочисленные документы, включая Свиток Псалмов, Работы на арамейском языке, а также Свиток Храма — самый длинный (около 8 метров) из Кумранских манускриптов. Свиток Храма был найден Игалем Ядином в 1967 году и сейчас хранится вместе с первыми семью свитками в Музее Рукописей в Иерусалиме. Все остальные манускрипты, полные тексты, а также небольшие фрагменты хранятся в Иерусалимском здании Музея Рокфеллера, в помещении Отдела древностей Израиля.

Время шло, и Пьер де Во осознал необходимость исследования места поселения, расположенного вблизи от пещер.

Раскопки этого участка могли бы предоставить ключ к установлению людей, создавших манускрипты.

В ходе раскопок был обнаружен комплекс сооружений размерами 80-100 метров, имеющих значительную высоту. Сооружения носили не военный и не частный характер, но были скорее общественными.

Неподалёку были найдены остатки захоронений. Обнаруженные керамические изделия были идентичны керамике из первой пещеры и имели отношение к остальным пещерам. Исходя из результатов первых раскопок, де Во предположил, что данное место было пристанищем секты Эссенов (ессеев), о которой упоминают древние историки. Сектанты жили в пещерах, под навесами, в более прочных жилищах, но такие сооружения, как хранилища пищи и воды, были общими. Раскопки, проведённые в 1956 и 1958 годах в близлежащем месте под названием Эн Фешха, подтвердили сельскохозяйственную принадлежность последнего к Кумрану.

Открытие Свитков Мёртвого моря вызвало неутихающие споры в учёных кругах в связи с возможной датировкой и идентичностью общины, которую эти рукописи, так сказать, представляли.

Профессор Сукеник, после первоначального определения временного интервала, к которому принадлежали свитки (период Второго Храма), понимая особое значение этих рукописей, принял ныне широко распространённую теорию о том, что они являются остатками библиотеки секты Эссенов. В то время, однако, профессору шумно противостояла группа учёных, сомневавшихся как в древности, так и в подлинности текстов. В памяти учёных до сих пор живёт воспоминание о пресловутом деле Шапира 1883 года. М. Шапира, торговец антиквариатом из Иерусалима, объявил об открытии древнего текста Второзакония. Его тексты, якобы написанные на пятнадцати полосках кожи, вызвали огромное волнение в Европе и были даже выставлены в Британском музее. Вскоре после этого ведущие европейские учёные объявили тексты грубой подделкой.

Сегодня мнение учёных относительно времени и происхождения Свитков Мёртвого моря подкреплено историческими, палеографическими и лингвистическими данными. Некоторые манускрипты написаны и скопированы в III веке до нашей эры, однако основной материал, особенно тексты, связанные с жизнью сектантов, представляют собой оригиналы либо копии, датируемые I веком до нашей эры; некоторые тексты написаны незадолго до разрушения места их обнаружения в 68 году нашей эры римскими легионерами.

Некоторые учёные полагают, что сектанты Кумрана происходят из хасидов — религиозных, антиэллински настроенных общин, сформировавшихся в первое время существования Маккавеев. Хасиды, возможно, были предшественниками эссенов, озабоченных распространением эллинизма и боровшихся за твёрдую приверженность законам Торы.

Археологические и исторические свидетельства говорят о том, что Кумран был основан во второй половине II века до нашей эры, во время царствования династии Маккавеев. Тот факт, что эта территория была обитаема не постоянно (имеется временной интервал), является подтверждением того, что здесь случилось значительное землетрясение. Кумран был покинут во время нашествия римлян в 68 году нашей эры, за два года до краха еврейского самоуправления в Иудее и разрушения Храма в Иерусалиме в 70 году нашей эры.

Основным источником информации относительно истории этого рокового периода являются Кумранские свитки, а также раскопки, но более ранние данные об эссенах были предоставлены их современниками: Иосифом Флавием и Плинием Старшим. Их свидетельства постоянно подтверждаются археологическими раскопками и изучением записей.

Историк Иосиф Флавий описывает разделение евреев в период Второго Храма на три ветви: Саддукеи, Фарисеи и Эссены. Эссены являлись отдельной группой, часть которой сформировала аскетическую монашескую общину, удалившуюся в пустыню. Политические и религиозные особенности каждой группы, а также их взаимоотношения до сих пор остаются неясными и являются источником совершенно различных научных взглядов.

Эссены вели своё отшельническое существование в течение двух веков, занимаясь учёбой и ведя образ жизни, состоявший из богослужения, молитв, работы. Понятно, однако, что большие группы приверженцев секты также

проживали в городах и деревнях вне территории Кумрана.

Само слово «Эссен» в рукописях ни разу не упоминается. Как тогда можно связывать тексты и места в Иудейской пустыне с эссенами?

Аргумент в пользу такой связи поддерживается разделением иудаизма на три ветви, о которых говорится в рукописях Кумрана (например, в Комментарии Наума): Ефраим, Менаше и Иуда, что соответствует фарисеям, саддукеям и эссенам. Поскольку сами эссены называют себя в текстах иудеями, совершенно очевидно, кем они себя считают. Более того, их религиозные принципы, согласно найденным рукописям, соответствуют описанным современниками и весьма контрастируют с теми религиозными основами, которые были приняты у других известных еврейских общин.

В большинстве случаев религиозные и иные принципы, принятые эссенами, описаны их современниками языком, подобным тому, который использовался в манускриптах самими эссенами. Обычаи, о которых рассказывается в древних источниках, принадлежащих эссенам, такие как испытательный период для новых членов секты, строгая иерархия, существовавшая в секте, частые омовения, питание — обо всем этом упоминается и в рукописях. Из Правил Общины: «Сообща будут они благословлять и сообща будут держать совет». Наконец, месторасположение секты — район Мёртвого моря — указал римский историк Плиний Старший.

Несмотря на то, что свидетельства, указывающие на связь эссенов с Кумранским поселением и манускриптами из пещер, рассматриваются большинством учёных как убедительные, некоторые из них все же имеют большие возражения. Так, существует предположение, что данное место было военным гарнизоном или даже зимним убежищем. Манускрипты рассматриваются как эклектическая коллекция, совершенно не обязательно написанная в районе Мёртвого моря, а также не являющаяся принадлежностью секты, и вовсе не остатками библиотеки Храма в Иерусалиме. Другие учёные полагают, что тексты — это записи предшественников или даже последователей Иисуса Христа — еврейских христиан, которые всё ещё соблюдают еврейские законы.

Коллекция текстов, найденная на территории Кумрана, представляет собой большой материал по еврейской истории, от III века до нашей эры вплоть до 68 года нашей эры, подтверждая тем самым значительную литературную активность среди евреев в период существования Второго Храма. Коллекция представляет собой документы различного характера, в большинстве своём имеющие отношение к религии. Основные категории, представленные в данном собрании рукописей, — это библейские, апокрифические или псевдоэпиграфические записи, а также записи сектантов. Изучение этой библиотеки показало, что границы между этими категориями далеко не ясны.

В коллекции представлено большинство книг Библии. Некоторые книги имеются в многочисленных копиях; другие представлены только фрагментарно на простых полосках пергамента. Библейские тексты весьма напоминают обычный Мазоретический текст, но не всегда совпадают с ним. Например, некоторые рукописи Самуэля из четвёртой пещеры представляют собой греческую версию Библии (Септуагинта), переведённую в III–II веках до нашей эры.

В большинстве своём Библейские манускрипты предоставили новую информацию, помогающую восстановить историю Нового Завета. Также немаловажен тот факт, что некоторые рукописи Библии, включая Свиток Левита, написаны не еврейской письменностью, доминировавшей в то время, но скорее всего древней палеоивритской письменностью.

В Кумране сохранилось значительное число апокрифических и псевдоэпиграфических рукописей — там же, где были сначала найдены ивритские и арамейские версии еврейских текстов периода Второго Храма. Данные тексты, не включённые в канонические еврейские священные писания, хранились в различных христианских церквях и были переведены на греческий, эфиопский, сирийский, армянский и другие языки.

Некоторые из текстов представляют собой повествования, очень близкие к библейским, таким как Книга Празднеств и Книга Еноха, тогда как другие являются самостоятельными работами, например, Тобит и Бен Сира. Очевидно, некоторые из этих текстов изучались Кумранской общиной в качестве канонических.

Наиболее уникальными записями из Кумрана являются сектантские, которые были практически неизвестны до их обнаружения в 1947 году. Исключение составляет Дамасский документ (или Дамасское соглашение), который не был идентифицирован до открытий, сделанных в районе Мёртвого моря. Тексты рассказывают о вере и обычаях религиозного общества, вероятно, жившего в Кумране, и включают правила, указы, библейские комментарии, обряды, относящиеся в основном к последней четверти II века до нашей эры.


Кумранский свиток. Псалмы
Кумранский свиток. Псалмы

Очень тонка грань между гладкостью, ожидаемой современными взглядами и технологиями, и искусственно помятым видом, который делает вещи нарочито шероховатыми.

Я не транжира. Каждый клочок бумаги я использую дважды. На жёлтых стикерах памятках я пишу заметки с обеих сторон, причём разными цветами.

Бог хранит нас от изменчивого творчества шрифто-маньяков.

Теночтитлан во времена Кортеса (реконструкция)
Ацтекская цивилизация
Начавшись с нескольких деревянных хижин на острове посреди озера Тескоко, ...
Обложка книги «Хижина дяди Тома»
Гарриет Бичер-Стоу
«Хижина дяди тома», 1 852 год Дядя Том жил в маленькой бревенчатой хижине, стоявшей ...