Первый полёт человека в космос

День 12 апреля 1961 года начался знаменитым гагаринским «Поехали!». Этот день люди всей земли назвали Утром Космической эры. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет всё лучшее, что создано человеческим разумом с древних времён до наших дней, этот подвиг вписан в историю золотыми буквами.

Человек издавна мечтал подняться в космос. Но только в XX веке эта мечта стала воплощаться в реальность.

В 1903 году в одном из русских журналов появилась статья К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Учитель из Калуги впервые теоретически обосновал возможность межпланетных перелётов и предложил использовать для этого многоступенчатую ракету.

Идеи Циолковского в 20–30-х годов развивали Ю. В. Кондратюк, американский изобретатель Р. Годдард, немецкий профессор Г. Оберт.

В декабре 1930 года в Москве была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством С. П. Королёва и Ф. А. Цандера. Благодаря самоотверженной работе энтузиастов уже в 1933 году взлетела первая советская жидкостная ракета. В том же году создаётся Реактивный НИИ.

Сергей Павлович Королёв (1907–1966), ученик А. Н. Туполева, — выпускник факультета аэромеханики МВТУ имени Баумана (1930). Однако не авиация стала делом его жизни, а ракетная техника. Им созданы первый советский ракетный планер, первая советская крылатая ракета, ракетные ускорители для самолётов.

С 50-х годов и до самой своей смерти С. П. Королёв возглавлял большой коллектив, решавший сверхважные государственные задачи, в том числе в рамках советской космической программы. Результаты не заставили себя ждать.

Первый полет человека в космос стал одним из самых ярких и запоминающихся событий минувшего столетия. Советский военный лётчик, старший лейтенант Юрий Гагарин (1934–1968) на корабле «Восток» стартовал с космодрома Байконур и совершил первый в истории человечества космический полет вокруг Земли. Он пробыл в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю, приземлившись в Саратовской области. Когда-то в этих местах он учился летать, будучи курсантом местного аэроклуба.

Полёту Ю. А. Гагарина предшествовала большая и напряжённая работа по подготовке и осуществлению запусков первого спутника, первого живого существа и, наконец, комического корабля в автоматическом режиме с манекеном человека на борту (на Байконуре его в шутку назвали Иваном Ивановичем) с возвратом спускаемого аппарата на Землю.

Всё было внове, никто не мог с уверенностью сказать заранее, как поведёт себя организм человека в условиях космического полёта. Гагарину предстояло дать ответ на простейшие вопросы, например, можно ли принимать пищу в невесомости. Не было уверенности, выдержит ли его психика.

Не обошлось, конечно, без домыслов и нелепых слухов. В одних утверждалось, что до полёта Юрия Гагарина несколько человек погибли в аварийных запусках. В других — что в космосе уже побывали люди. Писали и рассказывали об этом авторы, не имеющие никакого отношения к этим работам и даже не представлявшие, как это происходит. Ведь сам запуск и подготовка к нему, включая посадку космонавта в корабль, производятся с участием сотен людей. Поэтому что-то скрыть или фальсифицировать просто невозможно.

За несколько дней до прибытия корабля-спутника «Восток-1» на Байконур приехали кандидаты в космонавты. Это были шесть офицеров небольшого роста в авиационной форме: Быковский, Гагарин, Нелюбов, Николаев, Попович, Титов. Главный конструктор С. П. Королёв знакомил их с технической позицией, с оборудованием, с технологией испытаний и, конечно, с испытателями.

Конечно, не все проходило гладко перед стартом Гагарина. Произошла, например, такая досадная неприятность. После закрытия люка № 1, через который происходит посадка космонавта, когда уже не оставалось времени ни на какие лишние операции, поступило сообщение, что не сработал один из трёх механических контактов, свидетельствующих о нормальном закрытии люка. Люк быстро вскрыли и нашли причину. Оказалось, что кронштейн с этим злополучным контактом был случайно отогнут локтем космонавта при посадке в корабль. Неисправность была устранена, и последовал старт.

И вот по всему миру разнеслось сообщение ТАСС: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника „Восток“ является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик-космонавт, майор Юрий Алексеевич Гагарин».

Сто восемь минут, которые понадобились для того, чтобы обогнуть нашу планету, были первыми минутами космической эры, и потому они так потрясли и взволновали мир.

«Космический корабль „Восток“ запускает майор Гагарин в историю», «Самое грандиозное достижение человека», «Мы должны снять шапки перед русскими»... Под такими заголовками мировая пресса сообщала о нашем достижении.

Простой русский парень из Гжатска после своего триумфального полёта объехал весь мир, и везде люди приветствовали его с необычайным энтузиазмом.

К сожалению, ему выпала недолгая жизнь. В 1968 году в тренировочном полете самолёт, пилотируемый Гагариным и Серегиным, разбился во Владимирской области.

Из хроники предполётных лет:

  • Май 1957 года — запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.
  • Октябрь 1957 года — запуск первого в мире искусственного спутника Земли.
  • Сентябрь 1959 года — первое в мире достижение Луны.
  • Октябрь 1959 года — первое в мире фотографирование обратной стороны Луны.
  • Февраль 1961 года — автоматическая станция «Венера-1» проложила первую межпланетную трассу к планетам Солнечной системы.
  • 12 апреля 1961 года — первый полёт человека в космос.

Страна была впереди планеты всей...


Ю. А. Гагарин в кабине «Востока»
Ю. А. Гагарин в кабине «Востока»

Мои коллажи — это не мозаичные головоломки, а организмы, которые растут до тех пор, пока их вес не будет уравновешен их энергией. Что произойдёт дальше? В каком направлении они будут развиваться? Я ищу внутреннюю логику в самой работе. Эта логика может насчитывать множество составляющих или быть замкнута на самой себе, но она не более случайна, чем извивы виноградной лозы.

Межбуквенные расстояния очень важны, но разница между ними должна быть почти незаметной.

Подражайте. Не стоит этого стесняться. Старайтесь делать это настолько точно, насколько вы можете. Вам никогда не удастся достичь полного сходства, но именно различия могут оказаться по настоящему выдающимися.

Портрет Конфуция (Кун Цю)
Конфуций
«Лунь Юй» («Беседы и суждения»), около 500 года до нашей эры Учитель сказал: ...
Маршрут «Пони-экспресса»
«Пони-экспресс»
Открытие золотых месторождений в районе Саттерз-Милл в Калифорнии (1 848 год) ...