Знаменитый миф о Данае, матери Персея, удостоился кисти двух великих мастеров Возрождения — Тициана и Корреджо. Однако именно «Даная» Рембрандта стала самым известным, незабываемым воплощением этой легенды.
На картине, законченной в 1 636 году, изображена томящаяся в темнице дочь Акрисия, царя Аргоса, которой Зевс явился в облике золотого дождя. Согласно пророчеству, от этой связи должен был родиться сын, которому предстояло убить Акрисия. Надеясь обмануть судьбу, Акрисий посадил дочь с новорождённым сыном в деревянный ящик и бросил его в море. Однако пророчество исполнилось, когда через несколько лет подросший Персей случайно убил Акрисия из пращи.
В своём шедевре Рембрандт, нарушая все условности и правила, демонстрирует виртуозное владение формой, цветом и светом: хотя самого Зевса на картине нет, его присутствие в комнате ощущается благодаря сиянию, окружающему ложе Данаи. Художнику удалось передать эмоциональность сцены — достаточно взглянуть на удивлённое и радостное лицо Данаи, на естественность её позы. Наконец, для голландской живописи изображение обнажённого женского тела было смелым шагом, а рембрандтовская Даная отличается не только красотой, но и яркой индивидуальностью.
Эта картина, купленная Екатериной II, с 1 762 года хранится в Петербурге и считается одним из главных шедевров коллекции Эрмитажа. В 1 985 году полотно стало жертвой вандала — злоумышленник дважды проткнул его ножом и плеснул кислотой. Пострадало 22% поверхности картины. Бережная реставрация завершилась возвращением шедевра в экспозицию музея.
Очень тонка грань между гладкостью, ожидаемой современными взглядами и технологиями, и искусственно помятым видом, который делает вещи нарочито шероховатыми.
Иногда вещи бывают прекрасны просто потому, что они работают, а порой вы делаете что-то прекрасное, стремясь заставить это работать. Оба подхода интересны, но эстетическая сторона для нас не самое главное. Скорее, нам интересны разновидности побочных эффектов.
Книга формата coffee table — это не просто цветные картинки. Большие, толстые, почти квадратные и к тому же модные, созданные с использованием слащавой офсетной печати, такие книги представляют собой угрозу для тех, кто изучает дизайн.