От статуи у входа в Центральный парк в Нью-Йорке до сотен памятников и настенных росписей в Венесуэле — в обеих Америках Симона Боливара помнят как выдающегося лидера и революционера. Его военные таланты привели к освобождению большей части Южной Америки от испанского господства и породили почти вековую эпоху больших перемен. Южноамериканский континент пережил политическую нестабильность и тоталитаризм, пока наконец не начала зарождаться демократия, в первую очередь в Венесуэле, на родине Боливара.
Однако на закате жизни Боливару пришлось наблюдать, как регион, который обрёл свободу, погружается во вражду и раздоры.
Симон Боливар простился с мечтой о единой Южной Америке — люди, которым он принёс свободу, восстали против него. Весной 1 830 года он ушёл в отставку с поста президента. Он готовился к добровольному изгнанию, пересылал ящики со своими вещами в Европу, но умер от туберкулёза в колумбийской Санта-Марте. Последние дни его жизни воссозданы в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Генерал в своём лабиринте» (1989), где некогда почитаемый полководец предстаёт слабым человеком, презираемым своим народом.
Хотя наследие Боливара, безусловно, исполнено противоречий, его имя носят бульвары, площади и правительственные здания в Южной Америке, и он продолжает вдохновлять людей. Посол Венесуэлы, возлагая цветы к памятнику Джорджу Вашингтону в Каракасе в 1 920 году, сказал: «Ни Вашингтону, ни Боливару не суждено было иметь детей, но мы, американцы, можем назвать себя их детьми».
Какое удовольствие не спеша делать то, что вам нравится! По радио может прозвучать целый спектакль, пока вы возитесь с одной газетной полосой, кропотливо работая над вставками и шлифуя концовки. Конечно, на компьютере это можно сделать быстро, но тогда работа потеряет свою прелесть.
Я пишу, чтобы выразить то, что не могу сделать в студии; я работаю в студии, чтобы попытаться выразить более важные дизайнерские идеи — такие, которые не могу достаточно точно передать в письменном виде или которые сложно осознать напрямую. И если всё это не помогает, я вспоминаю о своей художественной студии в подвале — моём настоящем святилище.
Я пыталась отказаться от стиля, но он у меня есть! Вот почему так важна совместная работа.