Официальное открытие Панамского канала

Церемония закладки канала, состоявшаяся 1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде, проходила под французским флагом, заканчивать же строительство этого грандиозного сооружения пришлось американцам — в конце 1898-го французское правительство предложило американскому президенту Уильяму Маккинли выкупить недостроенный канал за 40 миллионов долларов. И вот спустя 15 с лишним лет после этой сделки по каналу проследовал первый корабль «Кристобаль» — из Атлантического океана в Тихий.

Первым из европейцев пересёк Панамский перешеек в 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа.

Идея создания канала относится к началу XVI века, но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства.

В 1846 году Соединённые Штаты навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центральной Америке, США заключили договор Клейтона — Булвера 1850 года, по которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 году учредила «Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство канала в скандальную авантюру и привела к банкротству компании. Появился даже термин «панама», обозначающий крупное мошенничество с подкупом должностных лиц.

Испано-американская война 1898 года усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Западном полушарии. В 1901 году они заключили с Великобританией новый договор, согласно которому США получили исключительное право сооружения Панамского канала. Воспользовавшись национально-освободительным движением панамского народа, США в 1903 году поддержали требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 году военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через канал 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года, после чего канал фактически вступил в строй.

Длина Панамского канала — 81,6 км, в том числе 65,2 км — по суше и 16,4 км — по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне проходит по долине реки Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину реки Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра — 87 м над уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 году работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 м почти до 150 м.

Гарантированная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок канала, большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На канале имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 — 33,5 м. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через канал — 7–8 ч, минимальное — 4 ч. Средняя пропускная способность — 36 судов в сутки, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) — 48 судов в сутки.

Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), путь между которыми сократился в 2,5–3 раза, между восточным побережьем США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.

В 1971 году через него прошло 15,3 тысячи судов, перевёзших 121 миллионов т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 миллионов т и из Тихого в Атлантический океан 52 миллиона т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность канала уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тысяч т — крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала.

Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 году рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера — Лагарто, приблизительно в 15 км к западу от существующего канала. Вдоль канала, между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.

Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 года о Панамском канале и зоне канала. В 1973 году этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии Совета Безопасности ООН.

Согласно подписанному в 1977 году между Панамой и США договору Торрихоса — Картера, с 1 января 2000 года Панамский канал передан под полную юрисдикцию Панамы. 14 американских военных баз в зоне канала, занимавших площадь свыше 1 500 квадратных километров, со всей инфраструктурой также перешли в пользование панамцев.


Панамский канал
Панамский канал

Одни пьянеют от бутылки дешёвого вина, другие — от изучения старинных графических знаков.

Я читал лекцию в ICA и говорил о способах привлечения внимания, о «проблеме с размещением рекламы» и многом другом. И я сказал: «Перед некоторыми способами привлечь внимание просто невозможно устоять, как, например, перед этим», после чего достал поддельный пистолет и выстрелил. Сейчас, конечно, я ни за что не стал бы этого делать. Это произошло в 1964 или 1965 году. Думаю, это было глупо. Никогда не стану этого повторять!

Большинство людей могут предложить что-то полезное, даже если это полное неприятие того, что предлагаете вы.

Бизоны (доисторическая наскальная роспись в пещере Альтамира в Испании)
Доисторическое искусство
Бесценные источники информации о людях и художественные шедевры. По всей земле в ...
Обложка книги «Хижина дяди Тома»
Гарриет Бичер-Стоу
«Хижина дяди тома», 1 852 год Дядя Том жил в маленькой бревенчатой хижине, стоявшей ...