В начале 20-х годов XX века компания «Боинг» выполняла ряд военных заказов и только в 1925 году смогла вернуться к гражданской авиации. Модель 40 создавалась «Боингом» как самолёт фельдъегерской связи — в расчёте на правительственный заказ. Однако американское правительство раскошелилось на приобретение лишь одного самолёта-прототипа.
Тем не менее труды авиастроителей не пропали даром. Прошло два года, и Чарльз Линдберг совершил первый беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Париж. В США начиналась эра пассажирских авиаперевозок.
Тут-то и пригодилась модель 40. Её пассажирский вариант, модель 40А, выиграла тендер на обслуживание линии Чикаго — Сан-Франциско. Было создано специальное дочернее предприятие Boeing Air Transport, которое только за первый год работы обслужило 2 000 пассажиров. Начались работы над новыми пассажирскими моделями. Модель 80, 12-местный самолёт с роскошным салоном, журналисты прозвали «воздушным пульманом» — по аналогии с железнодорожным пассажирским вагоном первого класса. «Воздушный пульман» развивал по тем временам немалую скорость — около 220 км/ч — и из Чикаго до Сан-Франциско долетал с несколькими посадками за 23 часа.
Первый в мире реактивный пассажирский самолёт «Комет» британской авиастроительной фирмы «Де Хавилленд» вылетел из лондонского аэропорта Хитроу 2 мая 1952 года в Йоханнесбург (ЮАР).
Несмотря на то, что высота полёта и скорость почти в два раза превышала показатели других машин, затраты оказались непомерно огромными — слишком много горючего потребляла машина, чаще приходилось садиться для дозаправки.
Кроме того, через год «Комет» разбился вскоре после взлёта. В начале следующего года — ещё две катастрофы. Самолёт сняли с рейсов и стали выяснять причины аварий. Причиной оказалась строго прямоугольная форма иллюминаторов. По углам окон в результате нагрузок при полете появлялись микротрещины, которые затем расширялись, и корпус самолёта в результате разрушался.
Понадобилось четыре года для того, чтобы подготовить новую модель лайнера с «закруглёнными» углами иллюминаторов и получить документы, разрешающие вновь отправить «Комет» в полёт.
За это время на авиалинии западных стран вышли американские конкуренты со своими лайнерами «Боинг-707» и «Дуглас ДС-8», которые по характеристикам превосходили «Комет».
Первый советский реактивный пассажирский самолёт — Ту-104, разработанный на базе военного самолёта Ту-16, вошёл в строй в 1956 году и по существу стал первым в мире реактивным пассажирским самолётом, успешно вступившим в регулярную эксплуатацию. Ту-104 был снабжён двумя турбореактивными двигателями АМ-3. Самолёт эксплуатировался зарубежными авиакомпаниями до 1980 года. Построено было свыше 200 экземпляров.
Первый в мире пассажирский реактивный самолёт для местных авиалиний Як-40 был создан в ОКБ имени А. С. Яковлева — с целью замены на местных линиях старых поршневых самолётов Ли-2, Ил-12 и Ил-14. К разработке самолёта приступили в апреле 1965 года, серийное производство началось в 1968 году на авиационном заводе в Саратове. Этот самолёт стал первым отечественным самолётом, получившим сертификаты лётной годности Италии и ФРГ.
Первоначально самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полёта составляла 710 км (с резервами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32, с увеличенной дальностью полёта. Самолёт имеет схему с прямым крылом и кормовой установкой трёх двигателей, средний из которых оснащён реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полет всего с одним из трёх двигателей.
Пассажирские самолёты Як-40 строились в различных вариантах, отличавшихся взлётной массой, нагрузкой и назначением (грузопассажирский, десантно-транспортный, метеорологический и другие).
В конце 60-х годов были предприняты также попытки создать сверхзвуковые пассажирские самолёты. Технически это весьма непростая задача. СССР первым добился успеха. Первый полет лайнера Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на несколько месяцев раньше англо-французского «Конкорда». На испытаниях была достигнута скорость 2 560 км/ч — более двух скоростей звука.
В 1972 году Ту-144 начал выполнять грузовые рейсы по маршруту Москва — Алма-Ата. Но в июне 1973 года Ту-144 потерпел аварию на показательных выступлениях на авиасалоне в Ле Бурже. А через некоторое время потерпел крушение ещё один лайнер. После этого отечественная программа развития сверхзвуковой пассажирской авиации была фактически свёрнута.
О рентабельности эксплуатации сверхзвуковых самолётов говорить не приходилось.
«Конкорд» продержался на авиалиниях дольше. Опытный образец самолёта поднялся в воздух в 1969 году. Спустя 7 лет начались рейсы между Старым и Новым Светом. В течение первых лет убытки от эксплуатации «Конкордов» — из-за больших расходов на топливо и обслуживание — покрывали правительства Франции и Великобритании. Один из «Конкордов» также не избежал гибели (2000 год). Он упал при взлёте с парижского аэродрома «Шарль де Голль», в нескольких километрах от места падения Ту-144. В результате катастрофы лайнера погибло 113 человек. С тех пор желающих за несколько тысяч евро купить билет на сверхзвуковой рейс становилось все меньше. Последний коммерческий полет «Конкорда» состоялся в 2003 году.
Самым массовым пассажирским лайнером за всю историю пассажирской авиации стал «Боинг-737».
Пассажирские самолёты становятся все крупнее. Так называемые аэробусы — американский «Боинг-747», советский Ил-86, французский А300 — вмещают по несколько сотен пассажиров.
В апреле 2005 года успешно прошёл первый полёт самого большого пассажирского самолёта в мире — аэробуса А380 французской компании Airbus. Предназначен он для самых напряжённых линий. Его длина 73 метра, высота 24 метра, размах крыльев 79,4 метра. Стоимость одного А380 составляет 280 миллионов долларов, а нового «Боинга-747» — 211 миллионов долларов. Как утверждают эксперты, применение новых технологий и материалов позволило сократить потребление топлива на 13%, доведя его до уровня менее чем 3 литра топлива на 100 км на одного пассажира.
Сейчас рано говорить о рентабельности этого самолёта, считается, что производство А380 станет безубыточным после 250 продаж. С 2008 года корпорация планирует ежегодно производить 35 машин.
Ожидается, что двухэтажный суперлайнер станет революцией в авиапромышленности. A380 имеет пять рядов кресел и четыре двигателя. В салоне A380 просторнее, чем у его ближайшего конкурента — «Боинга-747». В пассажирском варианте A380 в состоянии пролетать без посадки и дозаправки 14,5 тысячи километров. В стандартной комплектации (первый, бизнес— и эконом-класс) на двух палубах суперлайнера могут разместиться 555 пассажиров. А при варианте «только эконом-класс» число мест увеличивается до 853.
Однако такие размеры самолёта создают и определённые проблемы. Дело в том, что далеко не каждый аэропорт может принять у себя этот самолёт. И не только из-за веса и размаха крыльев. Для обслуживания двухпалубного А380 необходимо переоборудовать терминалы для посадки пассажиров. В настоящее время 60 крупнейших аэропортов, в том числе лондонский Хитроу, нью-йоркский имени Джона Ф. Кеннеди, а также аэропорты в Лос-Анджелесе, Токио, Сеуле, Гонконге, Бангкоке и Сингапуре, проводят специальные подготовительные работы. К примеру, в Германии А380 будут садиться в Мюнхене и Франкфурте-на-Майне.
Авиаперевозчик Singapore Airlines Ltd станет первой компанией, которая выпустит А380 на регулярные рейсы.
К числу лучших и элегантнейших дизайнерских исключений принадлежит выпущенная в этом году игрушка, которая уже разнеслась по всей стране. Что это такое? Маленький прыгающий шарик — супермяч.
Проработав более пятидесяти лет, я встретил не больше полутора десятков хороших клиентов. Почему они такие хорошие — это загадка: возможно, это как то связано с желанием участвовать в том, что они не до конца понимают. Большинство людей слепы. Одновременно быть проницательным и слепым — и к тому же осознавать это — очень редкая особенность.
Признаться, я не смотрю на чужие работы... В целом на меня влияют разные вещи — от написанной художником картины до вывески на улице. Иногда надпись «Продаётся» в витрине магазина привлекает меня гораздо больше самой серьёзной дизайнерской работы. Не то чтобы я не находил некоторые из них достойными, но, мне кажется, опасно подходить слишком близко к чужой работе и поддаваться её влиянию.