Начало эры пассажирской авиации

В начале 20-х годов XX века компания «Боинг» выполняла ряд военных заказов и только в 1925 году смогла вернуться к гражданской авиации. Модель 40 создавалась «Боингом» как самолёт фельдъегерской связи — в расчёте на правительственный заказ. Однако американское правительство раскошелилось на приобретение лишь одного самолёта-прототипа.

Тем не менее труды авиастроителей не пропали даром. Прошло два года, и Чарльз Линдберг совершил первый беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Париж. В США начиналась эра пассажирских авиаперевозок.

Тут-то и пригодилась модель 40. Её пассажирский вариант, модель 40А, выиграла тендер на обслуживание линии Чикаго — Сан-Франциско. Было создано специальное дочернее предприятие Boeing Air Transport, которое только за первый год работы обслужило 2 000 пассажиров. Начались работы над новыми пассажирскими моделями. Модель 80, 12-местный самолёт с роскошным салоном, журналисты прозвали «воздушным пульманом» — по аналогии с железнодорожным пассажирским вагоном первого класса. «Воздушный пульман» развивал по тем временам немалую скорость — около 220 км/ч — и из Чикаго до Сан-Франциско долетал с несколькими посадками за 23 часа.

Первый в мире реактивный пассажирский самолёт «Комет» британской авиастроительной фирмы «Де Хавилленд» вылетел из лондонского аэропорта Хитроу 2 мая 1952 года в Йоханнесбург (ЮАР).

Несмотря на то, что высота полёта и скорость почти в два раза превышала показатели других машин, затраты оказались непомерно огромными — слишком много горючего потребляла машина, чаще приходилось садиться для дозаправки.

Кроме того, через год «Комет» разбился вскоре после взлёта. В начале следующего года — ещё две катастрофы. Самолёт сняли с рейсов и стали выяснять причины аварий. Причиной оказалась строго прямоугольная форма иллюминаторов. По углам окон в результате нагрузок при полете появлялись микротрещины, которые затем расширялись, и корпус самолёта в результате разрушался.

Понадобилось четыре года для того, чтобы подготовить новую модель лайнера с «закруглёнными» углами иллюминаторов и получить документы, разрешающие вновь отправить «Комет» в полёт.

За это время на авиалинии западных стран вышли американские конкуренты со своими лайнерами «Боинг-707» и «Дуглас ДС-8», которые по характеристикам превосходили «Комет».

Первый советский реактивный пассажирский самолёт — Ту-104, разработанный на базе военного самолёта Ту-16, вошёл в строй в 1956 году и по существу стал первым в мире реактивным пассажирским самолётом, успешно вступившим в регулярную эксплуатацию. Ту-104 был снабжён двумя турбореактивными двигателями АМ-3. Самолёт эксплуатировался зарубежными авиакомпаниями до 1980 года. Построено было свыше 200 экземпляров.

Первый в мире пассажирский реактивный самолёт для местных авиалиний Як-40 был создан в ОКБ имени А. С. Яковлева — с целью замены на местных линиях старых поршневых самолётов Ли-2, Ил-12 и Ил-14. К разработке самолёта приступили в апреле 1965 года, серийное производство началось в 1968 году на авиационном заводе в Саратове. Этот самолёт стал первым отечественным самолётом, получившим сертификаты лётной годности Италии и ФРГ.

Первоначально самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полёта составляла 710 км (с резервами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32, с увеличенной дальностью полёта. Самолёт имеет схему с прямым крылом и кормовой установкой трёх двигателей, средний из которых оснащён реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полет всего с одним из трёх двигателей.

Пассажирские самолёты Як-40 строились в различных вариантах, отличавшихся взлётной массой, нагрузкой и назначением (грузопассажирский, десантно-транспортный, метеорологический и другие).

В конце 60-х годов были предприняты также попытки создать сверхзвуковые пассажирские самолёты. Технически это весьма непростая задача. СССР первым добился успеха. Первый полет лайнера Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на несколько месяцев раньше англо-французского «Конкорда». На испытаниях была достигнута скорость 2 560 км/ч — более двух скоростей звука.

В 1972 году Ту-144 начал выполнять грузовые рейсы по маршруту Москва — Алма-Ата. Но в июне 1973 года Ту-144 потерпел аварию на показательных выступлениях на авиасалоне в Ле Бурже. А через некоторое время потерпел крушение ещё один лайнер. После этого отечественная программа развития сверхзвуковой пассажирской авиации была фактически свёрнута.

О рентабельности эксплуатации сверхзвуковых самолётов говорить не приходилось.

«Конкорд» продержался на авиалиниях дольше. Опытный образец самолёта поднялся в воздух в 1969 году. Спустя 7 лет начались рейсы между Старым и Новым Светом. В течение первых лет убытки от эксплуатации «Конкордов» — из-за больших расходов на топливо и обслуживание — покрывали правительства Франции и Великобритании. Один из «Конкордов» также не избежал гибели (2000 год). Он упал при взлёте с парижского аэродрома «Шарль де Голль», в нескольких километрах от места падения Ту-144. В результате катастрофы лайнера погибло 113 человек. С тех пор желающих за несколько тысяч евро купить билет на сверхзвуковой рейс становилось все меньше. Последний коммерческий полет «Конкорда» состоялся в 2003 году.

Самым массовым пассажирским лайнером за всю историю пассажирской авиации стал «Боинг-737».

Пассажирские самолёты становятся все крупнее. Так называемые аэробусы — американский «Боинг-747», советский Ил-86, французский А300 — вмещают по несколько сотен пассажиров.

В апреле 2005 года успешно прошёл первый полёт самого большого пассажирского самолёта в мире — аэробуса А380 французской компании Airbus. Предназначен он для самых напряжённых линий. Его длина 73 метра, высота 24 метра, размах крыльев 79,4 метра. Стоимость одного А380 составляет 280 миллионов долларов, а нового «Боинга-747» — 211 миллионов долларов. Как утверждают эксперты, применение новых технологий и материалов позволило сократить потребление топлива на 13%, доведя его до уровня менее чем 3 литра топлива на 100 км на одного пассажира.

Сейчас рано говорить о рентабельности этого самолёта, считается, что производство А380 станет безубыточным после 250 продаж. С 2008 года корпорация планирует ежегодно производить 35 машин.

Ожидается, что двухэтажный суперлайнер станет революцией в авиапромышленности. A380 имеет пять рядов кресел и четыре двигателя. В салоне A380 просторнее, чем у его ближайшего конкурента — «Боинга-747». В пассажирском варианте A380 в состоянии пролетать без посадки и дозаправки 14,5 тысячи километров. В стандартной комплектации (первый, бизнес— и эконом-класс) на двух палубах суперлайнера могут разместиться 555 пассажиров. А при варианте «только эконом-класс» число мест увеличивается до 853.

Однако такие размеры самолёта создают и определённые проблемы. Дело в том, что далеко не каждый аэропорт может принять у себя этот самолёт. И не только из-за веса и размаха крыльев. Для обслуживания двухпалубного А380 необходимо переоборудовать терминалы для посадки пассажиров. В настоящее время 60 крупнейших аэропортов, в том числе лондонский Хитроу, нью-йоркский имени Джона Ф. Кеннеди, а также аэропорты в Лос-Анджелесе, Токио, Сеуле, Гонконге, Бангкоке и Сингапуре, проводят специальные подготовительные работы. К примеру, в Германии А380 будут садиться в Мюнхене и Франкфурте-на-Майне.

Авиаперевозчик Singapore Airlines Ltd станет первой компанией, которая выпустит А380 на регулярные рейсы.


Первый в мире пассажирский реактивный самолёт для местных авиалиний Як-40
Первый в мире пассажирский реактивный самолёт для местных авиалиний Як-40

Какое удовольствие не спеша делать то, что вам нравится! По радио может прозвучать целый спектакль, пока вы возитесь с одной газетной полосой, кропотливо работая над вставками и шлифуя концовки. Конечно, на компьютере это можно сделать быстро, но тогда работа потеряет свою прелесть.

Меня постоянно восхищает, что из двух цветов всегда можно создать третий. Это настоящее чудо!

Невозможно делать одно и то же в течение пяти лет. Нужно освободиться от этого, это больше не имеет значения. Просто забудьте об этом, даже если речь идёт о вашей подписи, даже если все ожидают от вас этого. Попробуйте найти другие пути.

Портрет Елизаветы I Тюдор
Елизавета I
Речь перед вторжением непобедимой армады, 1 588 год Пусть боятся тираны; я же, видит ...
Обложка книги «Хижина дяди Тома»
Гарриет Бичер-Стоу
«Хижина дяди тома», 1 852 год Дядя Том жил в маленькой бревенчатой хижине, стоявшей ...