Два ислама: сунниты и шииты

Истоки раскола в исламе берут начало в политической распре среди тех, кто считал Мухаммеда халифом, то есть главой верующих. Арабский племенной обычай требовал, чтобы новый вождь был почтенным старцем и избирался советом старейшин. Большинство приверженцев ислама подчинялись халифам, избранным общиной. Сегодня эти мусульмане — сунниты — составляют примерно 90% 1,3-миллиардного мусульманского населения мира. Немногочисленное, но активное меньшинство полагало, что праведными руководителями могут быть лишь родственники Пророка. Именно эта группа поддержала Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, в знаменитой Битве верблюда. Сегодня последователи Али — шииты — составляют около 10% мусульман.

Сунниты и шииты придерживаются разных взглядов на события, определившие раскол между ними. Правление Али, бывшего четвёртым халифом, ознаменовано мятежом, который закончился убийством Али и основанием халифата Омейядов.

В 680 году мученическую смерть в борьбе против Омейядов принял Хусейн, сын Али. Эти убийства ещё более укрепили преданность шиитов потомкам Али.

С тех пор в каждом из направлений ислама политика и богословие шли рука об руку, подкрепляли друг друга. Шииты верили: духовные атрибуты Мухаммеда передаются по наследству его потомкам — имамам, лишь они способны полноценно толковать Коран и руководить праведным исламским обществом. Имамы были высшей властью для шиитов, живших под властью суннитов, но не признававших её законность. Двенадцать имамов последовательно стояли во главе шиитов вплоть до 939 года, когда, по шиитскому преданию, Аллах чудесным образом вверг двенадцатого имама в состояние сокровенности (сокрытости).

Согласно господствующей доктрине, двенадцатый имам вернётся перед концом света, чтобы стать во главе праведного исламского государства.

Сунниты почитали Коран выше любого духовного руководителя и отвергали шиитскую приверженность имамам, видя в ней идолопоклонство. Их политические пристрастия были на стороне могущественных правителей-халифов, которые поддерживали бы порядок в обществе на основе принципов Корана. Со временем сам факт политического могущества стал доказательством божественного права халифа на власть. Таким образом, представления о природе власти обусловили преобладание суннитов над шиитами в исламском мире, из-за чего шииты часто претерпевают притеснения. Однако бывают и исключения; известный пример — шиитская династия Сефевидов в Персии XVI века, сделавшая Иран мировым центром шиитской культуры.

В современном мире суннизм и шиизм не знают социальных преград — среди сторонников обоих направлений есть короли и бедняки, умеренные и экстремисты, арабы, персы, жители Юго-Восточной Азии. Во многих районах распространены браки между суннитами и шиитами и их совместные молитвы. Нынешние сунниты благодаря шиитскому влиянию почитают Али почти так же ревностно, как шииты. Но, например, в современном Ираке вековые противоречия сторонников суннизма и шиизма привели к эскалации насилия и гражданской войне.


Мечеть Пророка в Медине
Мечеть Пророка в Медине

Слова «графический дизайнер», «архитектор» или «промышленный дизайнер» застревают у меня в горле: когда я произношу их, то чувствую ограниченность, специализацию в рамках профессии; я вижу отношение к обществу и установленный порядок, неудовлетворительный и несовершенный. Этого убогого набора терминов недостаточно для того, чтобы во всей полноте раскрыть до сих пор так и не выявленную до конца сущность дизайнера.

Я ненавижу беспорядок в офисах. Я хочу, чтобы туалеты были чистыми. Я не стану развешивать повсюду постеры. У меня не будут висеть дурацкие заметки рядом с туалетом — всё это меня раздражает. Мы ничего не печатаем шрифтом Comic Sans, и даже наши офисные работники в Берлине знают, что, когда они распечатывают заметку, они должны использовать шрифт нашей студии.

Мало помалу я изменила подход к дизайну обложек. Я отвергла традиционную таблицу цветов «Pantone» и, к ужасу моих принтеров, начала использовать картриджи с краской из магазинов компьютерного оборудования. Я также договаривалась с производственными отделами и заменяла недостающий цвет необычной бумагой. Покупатели книг заметили это.

Мигель Сервет
Мигель Сервет
«Восстановление христианства», 1 553 год Из этого весьма ясно следует, что мягкая ...
Хайле Селассие на обложке журнала «Таймс», 1 939 год
О Хайле Селассие
На протяжении большей части XX века Эфиопия ассоциировалась с императором Хайле ...