Кааба, языческое святилище культа Хубала, столетиями привлекала в пыльную Мекку арабских паломников. В 570 году в бедуинском племени, охранявшем Каабу с её таинственным «чёрным камнем», родился мальчик, которому было суждено навеки преобразить этот храм. Рано осиротевший Мухаммед воспитывался у родственников, живших в Мекке, и участвовал в культовых обрядах в Каабе. В молодости он женился на женщине из богатой семьи, занимавшейся караванной торговлей. Однако Мухаммеду не давали покоя видения, в которых с ним говорил божественный голос.
Христиане и иудеи, приверженцы единого Бога (по-арабски — Аллах), в то время жили на Аравийском полуострове в благополучии, что резко контрастировало с хаосом повседневной жизни арабских племён, исповедовавших многобожие. Мухаммед осознал, как важна единая цельная доктрина, и стал проповедовать своё учение от имени Аллаха: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его». Вскоре вокруг Мухаммеда собрались тысячи последователей. В 630 году воинство Пророка покорило Мекку. Мухаммед повелел уничтожить всех древних языческих идолов Каабы и провозгласил её святыней ислама.
В наши дни миллионы паломников по-прежнему стекаются в Мекку, чтобы помолиться в Каабе; это паломничество, называемое хадж, — основа их веры.
Оглядываясь в прошлое, я обратил внимание, как изысканно выглядят книги XVII века. Одна из причин этого — ограничения: в то время была доступна всего одна гарнитура, не было такого множества шрифтов. Единственное, что можно было сделать, — экспериментировать с размерами, наклоном и так далее. Это автоматически делает шрифт изысканным по сегодняшним стандартам.
Я не транжира. Каждый клочок бумаги я использую дважды. На жёлтых стикерах памятках я пишу заметки с обеих сторон, причём разными цветами.
Перспектива изменений, приносимых стремительным информационным потоком, сейчас настолько велика, что нам попросту некогда передохнуть — у нас нет неподвижной картинки, которую можно было бы созерцать на досуге.