Фотография

Запатентовав в 1 839 году способ точной фиксации образов реального мира на медной пластине, французский художник Луи Дагер подарил миру новую технологию. Однако у дагерротипии имелся существенный недостаток: полученное позитивное изображение оказывалось уникальным, его нельзя было копировать, а значит, и публиковать в книгах и журналах. И всё же Дагер положил начало не только новой технологии, но и новому виду искусства.

В 1 840 году британский изобретатель Уильям Генри Фокс Тальбот запатентовал метод получения негативных изображений.

Идея калотипии (тальботипии) заключалась в следующем: изображение экспонировали в камере на бумагу, покрытую светочувствительным йодистым серебром, затем снимок проявляли в растворе нитрата серебра и галловой кислоты и закрепляли в тиосульфате натрия. С полученных таким образом прозрачных негативов можно было делать сколько угодно позитивных отпечатков на бумаге, покрытой хлоридом серебра. С лёгкой руки Джона Гершеля, астронома и друга Тальбота, процесс стали называть «фотографией».

В 1 840 — 1 850-х годах фотография значительно продвинулась вперёд. Усовершенствованные объективы пропускали больше света, позволяя сократить время выдержки до нескольких минут. Это делало портреты более реалистичными, пейзажи — более чёткими. В 1 851 году британский скульптор Фредерик Скотт Арчер разработал мокроколлодионный процесс, который позволил в разы сократить время выдержки и сделать фотографии более резкими. Стеклянную пластинку покрывали солями серебра и клейким коллодием, затем, на ещё влажную, в течение несколько секунд экспонировали изображение и сразу же проявляли.

Мокроколлодионному процессу мы обязаны многими уникальными изображениями, в том числе фотографиями Крымской войны (1 853 — 1 856 годы), привезёнными британским журналистом Роджером Фентоном, и портретами участников Гражданской войны в США (1 861 — 1 865 годы), сделанными американцем Мэтью Брейди. Однако «мокрый» процесс был весьма неудобен, и в 1 871 году появились сухие фотопластинки. Коллодий заменили желатиновой эмульсией — желатин высыхал на пластинке, не разрушая соли серебра.

Кроме того, желатиновая эмульсия позволила проецировать изображение с пластины, печатая фотографии большего размера, чем негативы. Пластинки и, соответственно, фотоаппараты стали значительно менее громоздкими, а значит, более доступными. В 1 888 году производитель сухих фотопластинок Джордж Истмен начал выпускать маленькие, дешёвые и лёгкие ящичные камеры «Кодак». Отныне обыватели и фотолюбители могли запечатлевать свои воспоминания на плёнке. Между тем всё возрастающие требования профессионалов стимулировали развитие фотографии как в техническом, так и в художественном отношении.


Дагерротип: Авраам Линкольн
Дагерротип: Авраам Линкольн

Не переживайте из-за денег, пользуйтесь ими.

Нанимайте людей для того, чтобы они могли вас научить, а не для того, чтобы вы могли научить их.

Как графический дизайнер я обожаю сотрудничество. Я не хочу сидеть на каком-то холодном чердаке и в одиночестве курить Camel без фильтра, вся перепачкавшись краской — потому что я слишком люблю печатные листы.

Портрет Елизаветы I Тюдор
Елизавета I
Речь перед вторжением непобедимой армады, 1 588 год Пусть боятся тираны; я же, видит ...
Вирус жёлтой лихорадки
Джон Моран
Мемуары «Подопытного кролика» Ко времени, когда майор Рид завершил свою ...