Индийскую кастовую систему породили перемены в обществе и межкультурные столкновения, происходившие после прихода индоевропейцев-ариев на территорию, которую населяли дравиды, создавшие хараппскую цивилизацию. Арии не создавали государств и империй, но выстраивали общество по наследственному признаку, основанному на роде занятий.
К 1 000 году до нашей эры все занятия были распределены по четырём варнам — это санскритское слово обозначает «класс» и «цвет», из чего можно сделать вывод о том, что изначально различия были связаны с цветом кожи (у ариев она была светлее, чем у дравидов). Варны были таковы: жрецы; воины и аристократы; землевладельцы, ремесленники и купцы; крестьяне, невольники и рабы. Несколько столетий спустя появились неприкасаемые, выполнявшие грязную работу.
Кастовые требования были жёсткими: вступать в брак, работать и даже есть дозволялось только с членом своей варны. Взаимодействие каст регулировалось, нарушивший правила рисковал стать изгоем. Система варн усложнилась, когда около 600 года до нашей эры возникли подкасты-джати («рождения»). В наши дни в индуистском обществе насчитывают около 3 000 джати, принадлежность к той или иной касте по-прежнему влияет на повседневную жизнь миллионов людей по всей Южной Азии.
Понятие «неприкасаемость» было официально запрещено индийской конституцией 1950 года. Однако на практике ущемление прав неприкасаемых, которые называются далитами, продолжается
Слова «графический дизайнер», «архитектор» или «промышленный дизайнер» застревают у меня в горле: когда я произношу их, то чувствую ограниченность, специализацию в рамках профессии; я вижу отношение к обществу и установленный порядок, неудовлетворительный и несовершенный. Этого убогого набора терминов недостаточно для того, чтобы во всей полноте раскрыть до сих пор так и не выявленную до конца сущность дизайнера.
Если вы хотите стать дизайнером-фрилансером, поверьте, вам придётся порядком поработать и головой, и руками. Потому что, нужно по-меньшей мере зарабатывать достаточно денег для того, чтобы покупать наряды своей любимой, каждый день кормить своих детей и жить в доме, в котором дождь не капает на ваш блокнот для рисования.
Моя работа по прежнему направлена на создание счастливой возможности для всех тех и всего того, кто и что не были приняты во внимание; на то, чтобы выслушать другого человека и не только понять предложенные изменения, но и инициировать их.