Минойская цивилизация Крита

На фоне других ярких цивилизаций Древнего мира минойцы прославились как народ, интересовавшийся не столько воинскими доблестями, сколько культурой, искусствами и созданием эффективной системы управления. Живя на острове и имея возможность почти не тратиться на содержание армии, древние жители Крита занялись мирными делами. Их великолепно оснащённый флот использовался не для завоеваний, а для торговли. В обмен на вино, оливковое масло и изделия ремесленников минойцы ввозили сырье, которого не было на Крите.

Минойцы любили точность и вели подробные торговые отчёты. Мы пока не можем прочесть их, но нет сомнений, что государство, настаивавшее на такой форме отчётности, создало самую совершенную бюрократическую систему своей эпохи.

Но главный источник наших сведений о жизни в Древнем Крите — развалины дворцов, вокруг которых взрастала культура минойцев. На их стенах сохранились фрески — ценнейшее наследие этой цивилизации. Полные радости жизни и восхищения окружающим миром минойские фрески некоторыми своими особенностями явно обязаны египетским. От других произведений средиземноморского искусства их отличают яркие краски и спонтанность изображаемых сцен. Люди кажутся запечатлёнными в момент движения или в порыве чувств, а не застывшими в искусственных позах. Для островной цивилизации, наслаждавшейся богатством и безопасностью, подобное самовыражение кажется вполне естественным.


Государства минойцев
Около 2 000 года до нашей эры
Государства минойцев
Фреска, изображающая богато одетых, оживлённо жестикулирующих минойских женщин. (Люди кажутся запечатлёнными в момент движения или в порыве чувств, а не застывшими в искусственных, неловких позах)
Фреска, изображающая богато одетых, оживлённо жестикулирующих минойских женщин. (Люди кажутся запечатлёнными в момент движения или в порыве чувств, а не застывшими в искусственных, неловких позах)

По своей природе любой творческий процесс в той или иной степени включает в себя неудачу. Ты начинаешь работать, и у тебя ничего не выходит. Ты продолжаешь — становится лучше, но всё же недостаточно хорошо. Порой кажется, что всё только хуже. И ты пробуешь снова и снова. Наконец, в отчаянии ты делаешь последний рывок, думая: «У меня никогда не получится». И у тебя получается!

Сол Басс (1920–1996)

Нет такого цвета, который я отказался бы использовать, — за исключением шартрёза.

Сеймур Хваст (р. 1931)

Это абсолютное сотрудничество... Мы всё делаем вместе, мы шагаем в ногу на протяжении всего процесса. Она поразительна. Что я могу вам сказать? Я люблю эту даму. Я люблю её такой, какая она есть, и я люблю её за то, что она делает.

Сол Басс (1920–1996)

Ученики Сократа в отчаянии наблюдают, как их учителю в тюрьме подают чашу с ядом болиголова
Сократ о смерти
Платон: «Федон», около 450 года до нашей эры В самом деле, тело не только доставляет ...
Ева Харт
Пассажирка «Титаника», 1 912 год Папа вышел, поговорил с одним из матросов, потом ...