Исчезновение Руаля Амундсена

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к авиации. Когда в 1922 году был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиаперелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Элсуорта Амундсен покупает два крупных гидросамолёта, способных взлетать с воды и со льда.

21 мая 1925 года экспедиция отправилась со Шпицбергена на Аляску. Но следующим утром бак одного из самолётов дал течь, с двигателем другого также случились неполадки. Оба самолёта приземлились на лёд в 150 километрах от полюса. После осмотра выяснилось, что только один из них пригоден для полёта. Ремонтом самолёта и расчисткой взлётной полосы участники экспедиции занимались 24 дня. Аэроплан был перегружен, но на последних остатках топлива долетел до одного из островов Шпицбергена, когда экспедицию уже считали погибшей.

Амундсен вновь был героем, и ему был оказан восторженный приём по возвращении в Осло.

Убеждённый в том, что самолёт не подходит пока для трансполярных перелётов, Амундсен думал о возможности перелёта с континента на континент на дирижабле. В 1925 году Амундсен познакомился с итальянским конструктором дирижаблей полковником Умберто Нобиле и предложил ему реализовать идею трансарктического перелёта. При финансовой поддержке американца Л. Элсуорта был куплен дирижабль конструкции Нобиле, длиной 106 м, объёмом 18 500 м3, с тремя двигателями по 250 л. с., получивший имя «Норвегия» («Norge»). Нобиле был приглашён в качестве первого пилота. Команда была сформирована из итальянцев и норвежцев.

8 мая 1926 года к Северному полюсу стартовали американцы Беннетт Флойд и Ричард Бэрд на самолёте, получившем название «Жозефина Форд», вероятно, в честь жены Форда, финансировавшего экспедицию. Через 15 часов они благополучно вернулись, совершив полет до полюса и обратно.

В 9 часов 55 минут 11 мая 1926 года, в тихую ясную погоду, «Норвегия» взяла курс из Кингсбея на Шпицбергене на север, к полюсу. На борту находились 16 человек. Через 15 часов 30 минут полёта, в 1 час 20 минут 12 мая 1926 года, дирижабль был над Северным полюсом. Ликующие люди сбросили на Северный полюс норвежский, американский и итальянский флаги, затем дирижабль сделал круг и взял курс к берегам Аляски.

После семидесяти-двухчасового бессонного перелёта, в тумане, временами едва не касаясь земли, Умберто Нобиле сумел точно посадить спроектированную им гигантскую машину в местечке под названием Теллер. Это стало огромным успехом в области воздухоплавания. Возвращение путешественников было триумфальным. 12 июля 1926 года Амундсен и его спутники прибыли пароходом в Норвегию, в Берген.

Однако для Амундсена триумф был горьким. В глазах всего мира имя Нобиле затмило имя норвежца, который, будучи организатором и начальником экспедиции, в сущности, летел всего лишь как пассажир.

Вернувшись в свой дом под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, всё больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и привык жить по-спартански. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей: «У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 году задумал повторить перелёт над Арктикой на новом дирижабле «Италия» — на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне, девять уцелевших аэронавтов были выброшены на дрейфующий лёд.

На спасение экспедиции Нобиле устремились моряки и лётчики Италии, Норвегии, Советского Союза, Финляндии, Франции, Швеции. Поспешил на помощь и Амундсен. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» с французским экипажем из города Тромсе на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Через два часа, когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане, и запросил радиопеленг. Вскоре после этого связь оборвалась. Что произошло, остаётся загадкой, поскольку самолет Амундсена (или то, что от него осталось) до сих пор не найден.

Амундсену было тогда 56 лет. Умберто Нобиле и семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после исчезновения Руаля Амундсена...

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: «Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».

Он первым достиг Южного полюса и первым совершил перелёт из Европы в Америку (Шпицберген — Аляска); он первым на яхте «Йоа» с севера обошёл Америку и первым проследовал вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, после того как на судне «Мод» в 1918–1920 годах обогнул с севера Европу и Азию.


Руаль Амундсен
Руаль Амундсен

Очень важно работать руками. Это отличает вас от коровы или от оператора компьютера.

Наша студия похожа на дизайнерскую лабораторию, в которой каждый пытается доказать свою теорию или вывести формулу.

Ручная гравировка и печать в прошлом, и, хотя они ещё не стали анахронизмами, их место — на покрытых пылью полках коллекционеров снобов.

Генри Гудзон
Абакук Прикетт
Воспоминания об экспедиции Генри Гудзона, 1 610 год Когда мы были ночью среди льдов, ...
Дагерротип: Авраам Линкольн
Фотография
Запатентовав в 1 839 году способ точной фиксации образов реального мира на медной ...