Изобретение подвижных литер

В первые несколько веков своего существования книгопечатание с деревянных досок было медленной, кропотливой и чрезвычайно трудоёмкой работой. Мастера мучительно долго изготавливали каждую матрицу, которую после окончания печати приходилось выбрасывать. Чтобы напечатать следующую страницу, сложный процесс приходилось начинать сначала.

Решение проблемы предложил китаец Би Шэн. Он изобрёл наборный шрифт в виде глиняных печатей, которые можно было составлять вместе, чтобы напечатать страницу. Огромное преимущество нового метода состояло в том, что глиняные литеры можно было использовать многократно.

К сожалению, составной набор Би Шэна, который при использовании любой алфавитной письменности мог бы произвести революцию в печатном деле задолго до Гутенберга, в случае китайского письма с его сотнями и тысячами используемых иероглифов оказался чересчур громоздким. Вот почему главным способом печати в Восточной Азии ещё много столетий оставалось получение оттисков с резных деревянных досок, хотя и технология Би Шэна тоже была в ходу наряду с традиционной.

До изобретения Би Шэном подвижных литер существовало много разных способов печати (самые первые — отпечатки на ткани — были известны в Китае уже к 220 году). Однако ни один из этих способов не позволял печатать большие тиражи — это стало возможным лишь после изобретения подвижного шрифта. Благодаря новому методу в китайских библиотеках появились десятки тысяч книг. В поисках материала для шрифта китайцы опробовали и олово, но прекратили эти опыты, поскольку на оловянный шрифт плохо ложилась тушь.


Изобретение подвижных литер

Когда то казалось немыслимым, чтобы производитель картонных коробок мог оказать хоть малейшее влияние на культуру. Но факты показывают, что, если даже самый скромный продукт проектируется, производится и распространяется с учётом его значимости для человека и в стремлении к высокому качеству, люди чувствуют в нём творческую мощь.

Когда вы хорошо освоили правила, вы можете делать всё что угодно, даже плевать на них, но начать что-либо без базовой структуры невозможно.

Там, где я вырос, я слышал слово «арт» только тогда, когда кто то говорил о человеке по имени Артур.

Генри Гудзон
Абакук Прикетт
Воспоминания об экспедиции Генри Гудзона, 1 610 год Когда мы были ночью среди льдов, ...
Вирус жёлтой лихорадки
Джон Моран
Мемуары «Подопытного кролика» Ко времени, когда майор Рид завершил свою ...