Изобретение подвижных литер

В первые несколько веков своего существования книгопечатание с деревянных досок было медленной, кропотливой и чрезвычайно трудоёмкой работой. Мастера мучительно долго изготавливали каждую матрицу, которую после окончания печати приходилось выбрасывать. Чтобы напечатать следующую страницу, сложный процесс приходилось начинать сначала.

Решение проблемы предложил китаец Би Шэн. Он изобрёл наборный шрифт в виде глиняных печатей, которые можно было составлять вместе, чтобы напечатать страницу. Огромное преимущество нового метода состояло в том, что глиняные литеры можно было использовать многократно.

К сожалению, составной набор Би Шэна, который при использовании любой алфавитной письменности мог бы произвести революцию в печатном деле задолго до Гутенберга, в случае китайского письма с его сотнями и тысячами используемых иероглифов оказался чересчур громоздким. Вот почему главным способом печати в Восточной Азии ещё много столетий оставалось получение оттисков с резных деревянных досок, хотя и технология Би Шэна тоже была в ходу наряду с традиционной.

До изобретения Би Шэном подвижных литер существовало много разных способов печати (самые первые — отпечатки на ткани — были известны в Китае уже к 220 году). Однако ни один из этих способов не позволял печатать большие тиражи — это стало возможным лишь после изобретения подвижного шрифта. Благодаря новому методу в китайских библиотеках появились десятки тысяч книг. В поисках материала для шрифта китайцы опробовали и олово, но прекратили эти опыты, поскольку на оловянный шрифт плохо ложилась тушь.


Изобретение подвижных литер

Когда я только начал изучать типографику, она показалась мне довольно скучной. Очаровала она меня лишь в тот момент, когда мне удалось соотнести её с собственным восприятием мира.

Писать для меня — пытка, но я все равно заставляла себя это делать. Я чувствовала, что это лучший способ запечатлеть свой дизайнерский опыт того времени, которое тогда уже считала выдающимся. Из истории дизайна я знаю, что документы, в которых дизайнер говорит от первого лица, одни из самых редких.

Сколько себя помню, мне всегда нравилось что-то мастерить. Я делала книжки раскраски, бумажных кукол, диорамы, однажды я попробовала создать собственный парфюм, бросив лепестки розы в детское масло... Когда мне было 12 лет, вместе с лучшей подругой мы даже сделали своими руками журнал. Подругу, как и меня, звали Дебби, и мы назвали свой журнал «Дебютантка». Мы очень им гордились.

Индейцы и американские военные на подписании мирного договора в Прери-ду-Шин. Рисунок для этой литографии был сделан непосредственно на месте событий
Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк
Первые исследователи американского Запада Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк должны ...
Обложка книги «Хижина дяди Тома»
Гарриет Бичер-Стоу
«Хижина дяди тома», 1 852 год Дядя Том жил в маленькой бревенчатой хижине, стоявшей ...