Доисторическое искусство

Бесценные источники информации о людях и художественные шедевры.

По всей земле в дописьменную эпоху люди учились выражать себя посредством изобразительного искусства. Рисунки на стенах пещер и на песке, скульптуры и каменные монолиты — это окна, приоткрытые в далёкие времена, которые не оставили о себе литературных свидетельств. Доисторическое искусство — это попытки людей мыслить абстрактно. На память сразу приходят рисунки в пещерах, но доисторический человек творил не только под их сводами. Граветтская культура (28 000 — 20 000 лет до нашей эры) оставила нам один из примеров ранней абстракции — маленькие женские статуэтки «палеолитических Венер».

С несоразмерно большими бёдрами и грудью и отсутствием черт лица эти каменные фигурки изображали не конкретных женщин, а идею женственности. Возможно, они служили амулетами и должны были облегчать рождение потомства.

Пример более позднего доисторического искусства показывает культура обитателей плато Наска в Перу, процветавшая с 200 года до нашей эры до 600 года. Она оставила загадку, которую разглядели только после первых полётов авиации в этих местах: исполинские, до 300 метров в длину рисунки на песках пустынного плато. Среди семи десятков линий Наска — изображения обезьяны, дельфина-косатки, колибри, пеликана и других птиц, а также растений и геометрических форм. Предполагалось, что это астрономический календарь, но соответствий со звёздным небом Южного полушария найти не удалось. По другой теории, линии обозначали границы храма под открытым небом.

Племена, издавна населявшие Рапа-Нуи (остров Пасхи), высекали изображения обожествляемых предков из скал. Статуи-моаи сделаны в едином стиле: вытянутая голова, острый подбородок, глубоко посаженные глаза, маленькое туловище. Многие изваяния стоят на аху — каменных платформах. Все скульптуры и аху были сделаны до 1600 года, когда, по мнению специалистов, начавшаяся на острове межплеменная война положила конец этой традиции.

Увидев островитян Полинезии, европейцы узнали об искусстве татуирования. Знать и воины покрывали себя рисунками, отражавшими их высокий статус. Узоры полинезийских татуировок совершенствовались на протяжении многих поколений.


Бизоны (доисторическая наскальная роспись в пещере Альтамира в Испании)
Бизоны (доисторическая наскальная роспись в пещере Альтамира в Испании)

У меня хранится целая пачка календарей, которыми я когда то пользовался. Время от времени я открываю календарь за 1991 год и смотрю на все эти записи, казавшиеся тогда такими важными: встречи, из за которых я очень волновался; дела, по-поводу которых мне звонили по четыре раза в день. И я думаю: куда всё это делось? Где это сейчас? Всё исчезло. Единственное, что всегда остаётся с нами, — это работа.

Когда проект оказывается провальным, мы объясняем это тем, что что то пошло не так на стадии переговоров, но это не отменяет того факта, что мы пытались служить идее, в которую верили.

Большинство толстых книг — дерьмо.

Эмалированный черепичный фриз дворца Дария Великого украшают изображения лучников в натуральную величину. Такие же персидские воины сражались в битве при Марафоне
Греко-персидские войны
Когда персидское и греческое войска сошлись на равнине у Марафона, преимущество ...
Цветная модель двойной спирали ДНК
Генетические карты
С тех пор как в 1 953 году Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон на основе рентгенограмм, ...