Пожалуй, ни один мыслитель не оказал на средневековую Европу такого влияния, как Аврелий Августин, он же Блаженный Августин (умер в 430 году). Этот уроженец Северной Африки связал воедино классическую философию и христианское Священное Писание. Труды Августина, фундаментальные и исчерпывающие, имеют огромный вес, в том числе и в буквальном смысле: до наших дней дошло более пяти миллионов написанных им слов.
Одной из важнейших концепций Августина была идея первородного греха. Вопреки учению Платона, Августин не считал, что человек по природе своей благ, и на основе библейских текстов доказывал, что люди рождаются греховными и могут быть спасены лишь Божьей благодатью. Однако Августин любил человечество, и любовь эта проявлялась в учении о том, что церковь должна быть открыта для всех, а верующий должен нести свою веру людям, в том числе и отверженным.
«Любить грешника, ненавидя грех» — эта максима Августина часто звучит в современных церквях.
Благодаря трудам Августина церковь приняла решение проповедовать христианство германским народам, за пределы умирающей Римской империи. Таким образом, его взгляды сыграли решающую роль в обращении Европы в католичество на протяжении последующих 500 лет. Монахи в монастырских кельях спасли и сохранили классическую литературу, но монахи, служившие в миру, спасли и сохранили само христианство.
Помимо всего прочего, Августин принёс западному миру прогресс — точнее, Прогресс с большой буквы. Греческие и римские философы полагали, что история развивается циклически: периоды расцвета и упадка сменяют друг друга. Августин же придерживался иудейской линейной концепции времени и полагал, что человечество движется по пути к великой славе. Это учение сыграло определяющую роль в жизни западного общества: мы стремимся вперёд по пути усовершенствований, веря в постоянство прогресса.
Название самого известного из трудов Августина — «Исповедь» — вызывает в сознании образ раскаявшегося грешника. Современные психоаналитики старательно прочёсывали тексты епископа в поисках намёков на распутство, оргии и гомосексуальные связи. В действительности же он писал этот труд как исповедание своей веры в Бога. Слухи о сексуальной распущенности Августина не имеют под собой никаких оснований, хотя он действительно упоминает о том, что начал вести половую жизнь в 16 лет (когда ещё не обратился в христианство). На протяжении 15 лет он состоял в связи с женщиной, которую верно и преданно любил. Она подарила Августину сына, и они воспитывали его вместе.
В наши дни епископа иногда обвиняют в ограниченности представлений о роли женщин и в разжигании антисемитизма. Августин поддерживал церковное правило, согласно которому женщины запятнаны первородным грехом и потому не должны пребывать у власти. И, сам не будучи антисемитом, он действительно писал, что спасение возможно лишь через церковь, которая, по его словам, должна использовать свою власть для обращения всех язычников. Только те, кто признал Христа Мессией, да несколько самых заслуженных иудейских учителей воссядут рядом с Господом в граде Божьем. Века спустя этим учением воспользовались для того, чтобы оправдать инквизицию, изгнание и преследование евреев и другие преступления католической церкви.
Чем менее интересна буква, тем полезнее она для типографа.
Нет такого цвета, который я отказался бы использовать, — за исключением шартрёза.
Я пыталась отказаться от стиля, но он у меня есть! Вот почему так важна совместная работа.