Блаженный Августин определяет путь христианской церкви

Пожалуй, ни один мыслитель не оказал на средневековую Европу такого влияния, как Аврелий Августин, он же Блаженный Августин (умер в 430 году). Этот уроженец Северной Африки связал воедино классическую философию и христианское Священное Писание. Труды Августина, фундаментальные и исчерпывающие, имеют огромный вес, в том числе и в буквальном смысле: до наших дней дошло более пяти миллионов написанных им слов.

Одной из важнейших концепций Августина была идея первородного греха. Вопреки учению Платона, Августин не считал, что человек по природе своей благ, и на основе библейских текстов доказывал, что люди рождаются греховными и могут быть спасены лишь Божьей благодатью. Однако Августин любил человечество, и любовь эта проявлялась в учении о том, что церковь должна быть открыта для всех, а верующий должен нести свою веру людям, в том числе и отверженным.

«Любить грешника, ненавидя грех» — эта максима Августина часто звучит в современных церквях.

Благодаря трудам Августина церковь приняла решение проповедовать христианство германским народам, за пределы умирающей Римской империи. Таким образом, его взгляды сыграли решающую роль в обращении Европы в католичество на протяжении последующих 500 лет. Монахи в монастырских кельях спасли и сохранили классическую литературу, но монахи, служившие в миру, спасли и сохранили само христианство.

Помимо всего прочего, Августин принёс западному миру прогресс — точнее, Прогресс с большой буквы. Греческие и римские философы полагали, что история развивается циклически: периоды расцвета и упадка сменяют друг друга. Августин же придерживался иудейской линейной концепции времени и полагал, что человечество движется по пути к великой славе. Это учение сыграло определяющую роль в жизни западного общества: мы стремимся вперёд по пути усовершенствований, веря в постоянство прогресса.

Название самого известного из трудов Августина — «Исповедь» — вызывает в сознании образ раскаявшегося грешника. Современные психоаналитики старательно прочёсывали тексты епископа в поисках намёков на распутство, оргии и гомосексуальные связи. В действительности же он писал этот труд как исповедание своей веры в Бога. Слухи о сексуальной распущенности Августина не имеют под собой никаких оснований, хотя он действительно упоминает о том, что начал вести половую жизнь в 16 лет (когда ещё не обратился в христианство). На протяжении 15 лет он состоял в связи с женщиной, которую верно и преданно любил. Она подарила Августину сына, и они воспитывали его вместе.

В наши дни епископа иногда обвиняют в ограниченности представлений о роли женщин и в разжигании антисемитизма. Августин поддерживал церковное правило, согласно которому женщины запятнаны первородным грехом и потому не должны пребывать у власти. И, сам не будучи антисемитом, он действительно писал, что спасение возможно лишь через церковь, которая, по его словам, должна использовать свою власть для обращения всех язычников. Только те, кто признал Христа Мессией, да несколько самых заслуженных иудейских учителей воссядут рядом с Господом в граде Божьем. Века спустя этим учением воспользовались для того, чтобы оправдать инквизицию, изгнание и преследование евреев и другие преступления католической церкви.


Блаженный Августин, около 430 года
Блаженный Августин, около 430 года

Буквы созданы, чтобы любить друг друга. Однако в силу их анатомических особенностей некоторым буквам бывает трудно достичь интимной близости.

В дизайне упаковок хорошо то, что их очень легко исследовать — просто пойдите в любой супермаркет или, ещё лучше, в продуктовый магазин. Это настоящие музеи.

Каждый раз, когда мне говорят о чём-то, что оно «должно» быть сделано так то и так то, я в конечном счёте обнаруживаю, что это «должно» означает совсем не то, что мы изначально подразумевали.

Психотропные препараты стали популярны в XX веке
Психоактивные вещества
Психоактивные вещества воздействуют на чувственное восприятие и процесс ...
Альберт Эйнштейн, 1 947 год
Альберт Эйнштейн
Роджер Розенблатт, журнал «Тайм» Почему он так важен для нашей эпохи? Не потому, ...