На фоне других ярких цивилизаций Древнего мира минойцы прославились как народ, интересовавшийся не столько воинскими доблестями, сколько культурой, искусствами и созданием эффективной системы управления. Живя на острове и имея возможность почти не тратиться на содержание армии, древние жители Крита занялись мирными делами. Их великолепно оснащённый флот использовался не для завоеваний, а для торговли. В обмен на вино, оливковое масло и изделия ремесленников минойцы ввозили сырье, которого не было на Крите.
Минойцы любили точность и вели подробные торговые отчёты. Мы пока не можем прочесть их, но нет сомнений, что государство, настаивавшее на такой форме отчётности, создало самую совершенную бюрократическую систему своей эпохи.
Но главный источник наших сведений о жизни в Древнем Крите — развалины дворцов, вокруг которых взрастала культура минойцев. На их стенах сохранились фрески — ценнейшее наследие этой цивилизации. Полные радости жизни и восхищения окружающим миром минойские фрески некоторыми своими особенностями явно обязаны египетским. От других произведений средиземноморского искусства их отличают яркие краски и спонтанность изображаемых сцен. Люди кажутся запечатлёнными в момент движения или в порыве чувств, а не застывшими в искусственных позах. Для островной цивилизации, наслаждавшейся богатством и безопасностью, подобное самовыражение кажется вполне естественным.
Главная проблема графического дизайна сегодня: веришь ли ты ему. Дело больше не в миссии дизайнера — каждый творец в конце концов продаёт свою душу. Я этого не сделал — и что же? Люди называют меня одним из самых известных дизайнеров в мире, и я не нажил на этом денег.
Никто никогда не строил и не разрушал свою карьеру лишь одной работой. Да и вообще, отдельная неудача или успех значат не так уж много. Непрерывная череда успехов или неудач — совсем другое дело.
Ручная гравировка и печать в прошлом, и, хотя они ещё не стали анахронизмами, их место — на покрытых пылью полках коллекционеров снобов.