Железные дороги

Хотя первые железные дороги — на конной тяге — появились на рудниках ещё в XVI веке, широкое распространение они получили в начале 1 800-х годов, дав мощный толчок промышленной революции. Как эффективное средство перевозки грузов и пассажиров поезда по-прежнему дают фору многим видам транспорта. Для перевозки тонны груза товарному поезду достаточно всего одной лошадиной силы — тягачу с прицепом требуется в 10 раз большая мощность. В США основной объём пассажирских перевозок приходится на воздушный и автомобильный транспорт, но значительную часть грузов в развитых странах по-прежнему доставляют по железным дорогам.

В 1 804 году англичанин Ричард Тревитик сконструировал первый паровоз, а в 1 830 году открылась первая в мире пассажирская железная дорога протяжённостью 48 километров. Она соединила британские города Ливерпуль и Манчестер. В 1 830-е годы железные дороги начали строиться по всем Соединённым Штатам.

К 1 835 году их общая протяжённость составляла 1 600 километров, а к середине XIX в. железные дороги действовали или строились в каждом штате к востоку от Миссисипи. Освоение западных территорий шло полным ходом, в связи с чем в 1 850 году Конгресс США начал предоставлять землю в собственность железнодорожным компаниям. Во время Гражданской войны плотная сеть железных дорог и превосходство по числу паровозов дали решающее преимущество северянам — они имели возможность быстро перебрасывать войска и доставлять припасы.

Наконец, началось строительство первой трансконтинентальной железной дороги. Иммигранты из Китая и Европы, к которым присоединились ветераны Гражданской войны, завершили работу в мае 1 869 года — ведущие на запад пути Тихоокеанской железной дороги соединились с ведущими на восток путями Центральной тихоокеанской железной дороги. К концу XIX века в США построили ещё четыре трансконтинентальных дороги.

Примерно к 1 870 году железнодорожная сеть покрыла всю Европу. С развитием железных дорог были построены впечатляющие инженерные сооружения, такие как альпийские тоннели и мосты. В конце 1 800-х годов железно-дорожное сообщение было налажено и в Южной Америке, что положительно отразилось на латино-американской экономике. А в 1 916 году в России завершилось строительство восточной части Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороги в мире. Укладка 7 000 километров рельс заняла 25 лет.


Орегонская железная дорога, США 1 905 год
Орегонская железная дорога, США 1 905 год

Одни пьянеют от бутылки дешёвого вина, другие — от изучения старинных графических знаков.

Читайте. Путешествуйте. Читайте. Спрашивайте. Читайте. Учитесь. Размышляйте. Читайте.

Большинство людей могут предложить что-то полезное, даже если это полное неприятие того, что предлагаете вы.

Блаженный Августин, около 430 года
Блаженный Августин определяет путь христианской церкви
Пожалуй, ни один мыслитель не оказал на средневековую Европу такого влияния, как ...
Обложка книги «Хижина дяди Тома»
Гарриет Бичер-Стоу
«Хижина дяди тома», 1 852 год Дядя Том жил в маленькой бревенчатой хижине, стоявшей ...