Абстрактное искусство

Вначале XX века деятели искусства экспериментировали с новыми формами, стремясь вырваться за рамки традиционных способов выражения. Под давлением авторитетов — романтиков и постромантиков (Бетховен, Брамс, Чайковский и так далее) в музыке, импрессионистов в живописи, русских и английских романистов в литературе — новые художники стремились исследовать пределы искусства и не просто освободиться от груза традиции, но найти способы выражения для стремительно меняющегося мира — урбанистического, индустриального, в котором личность ощущала своё отчуждение от времени и пространства.

В эволюции музыки закономерным этапом стали эксперименты австрийца Арнольда Шёнберга с 12-тоновой гармонической системой и создание в 1 909 году полностью атонального произведения с равенством всех 12 тонов.

В живописи начало XX века стало эпохой открытий в области абстрактного, или беспредметного искусства — искусства, не изображающего реальных объектов, но абстрагирующего их суть. К абстрактному искусству принято относить целый ряд весьма непохожих друг на друга направлений. Творчество Матисса и других фовистов (прозвище, данное этой группе художников с лёгкой руки французского критика, назвавшего их «дикими зверями» — les fauves) не полностью оторвано от объекта, однако их вольное обращение с цветом и формой считалось радикальным отходом от традиции.

Некоторые фовисты затем отдали дань кубизму — направлению, развивавшемуся Пабло Пикассо и Жоржем Браком и также отчасти предметному: объекты и фигуры на картинах кубистов сведены к простым геометрическим формам. Тем временем экспрессионисты, в том числе норвежец Эдвард Мунк и немец Пауль Клее, углубились в сущность объекта, его эмоциональное содержание. В противоположность импрессионистам они ставили перед собой задачу выразить не красоту и гармонию, а идеи и этические проблемы, пусть даже самые неуютные и тревожащие.

Аналогичные процессы шли в литературе. Кубистические эксперименты французского поэта Гийома Аполлинера предвосхитили творчество Жана Кокто и других сюрреалистов. Экспрессионизм привлекал таких драматургов, как Георг Кайзер и Бертольт Брехт. Эти и другие движения в искусстве влияли друг на друга и вдохновляли художников последующих поколений.


Афиша концерта Шёнберга, 1 913 год
Афиша концерта Шёнберга, 1 913 год

Считается, что эго не должно быть вовлечено в графический дизайн. Однако я замечаю, что чем больше отношусь к работе как к чему-то личному, тем успешнее, убедительнее и интереснее оказывается она в конечном счёте. И я не помню ни одного исключения из этого правила.

Меня интересуют несовершенства, странность, безумство, непредсказуемость.

Проживая и работая в сельской местности, я понял, что могу там наслаждаться жизнью в полном объёме. И хотя мне по прежнему необходимо время от времени стимулировать себя Нью-Йорком, сами возможности и творческое влияние этой прекрасной тихой местности, как мне кажется, превосходят всё то, что могут дать студия и квартира в Нью-Йорке. Образ жизни человека очень важен для работы, которой он занимается. Эти две вещи неотделимы друг от друга.

Мигель Сервет
Мигель Сервет
«Восстановление христианства», 1 553 год Из этого весьма ясно следует, что мягкая ...
Орегонская железная дорога, США 1 905 год
Железные дороги
Хотя первые железные дороги — на конной тяге — появились на рудниках ещё в XVI веке ...