Абстрактное искусство

Вначале XX века деятели искусства экспериментировали с новыми формами, стремясь вырваться за рамки традиционных способов выражения. Под давлением авторитетов — романтиков и постромантиков (Бетховен, Брамс, Чайковский и так далее) в музыке, импрессионистов в живописи, русских и английских романистов в литературе — новые художники стремились исследовать пределы искусства и не просто освободиться от груза традиции, но найти способы выражения для стремительно меняющегося мира — урбанистического, индустриального, в котором личность ощущала своё отчуждение от времени и пространства.

В эволюции музыки закономерным этапом стали эксперименты австрийца Арнольда Шёнберга с 12-тоновой гармонической системой и создание в 1 909 году полностью атонального произведения с равенством всех 12 тонов.

В живописи начало XX века стало эпохой открытий в области абстрактного, или беспредметного искусства — искусства, не изображающего реальных объектов, но абстрагирующего их суть. К абстрактному искусству принято относить целый ряд весьма непохожих друг на друга направлений. Творчество Матисса и других фовистов (прозвище, данное этой группе художников с лёгкой руки французского критика, назвавшего их «дикими зверями» — les fauves) не полностью оторвано от объекта, однако их вольное обращение с цветом и формой считалось радикальным отходом от традиции.

Некоторые фовисты затем отдали дань кубизму — направлению, развивавшемуся Пабло Пикассо и Жоржем Браком и также отчасти предметному: объекты и фигуры на картинах кубистов сведены к простым геометрическим формам. Тем временем экспрессионисты, в том числе норвежец Эдвард Мунк и немец Пауль Клее, углубились в сущность объекта, его эмоциональное содержание. В противоположность импрессионистам они ставили перед собой задачу выразить не красоту и гармонию, а идеи и этические проблемы, пусть даже самые неуютные и тревожащие.

Аналогичные процессы шли в литературе. Кубистические эксперименты французского поэта Гийома Аполлинера предвосхитили творчество Жана Кокто и других сюрреалистов. Экспрессионизм привлекал таких драматургов, как Георг Кайзер и Бертольт Брехт. Эти и другие движения в искусстве влияли друг на друга и вдохновляли художников последующих поколений.


Афиша концерта Шёнберга, 1 913 год
Афиша концерта Шёнберга, 1 913 год

Моя работа — это игра. И когда я занимаюсь дизайном, я играю. Я даже заглянула в словарь, чтобы убедиться, что это именно так. Первым определением слова «игра» было «детская забава, развлечение», а вторым — «азартное занятие для досуга». Дизайн для меня — и то, и другое.

Я стараюсь подбирать в нашу студию любознательных и увлечённых людей. Но постоянно приходится думать о том, кого взять следующего, поскольку любознательность лидеров нашей команды зачастую приводит к тому, что они увлекаются чем-то другим. Невозможно удержать сияние — наслаждайтесь его блеском, а затем отпустите.

Я пытаюсь найти такой способ работы, который позволил бы мне сократить прослойку кретинов между мной и обществом.

Картина Рембрандта, на которой Даная встречает Зевса, — самое известное изображение этой мифологической истории
Рембрандт
Знаменитый миф о Данае, матери Персея, удостоился кисти двух великих мастеров ...
Сталин (Джугашвили), Иосиф Виссарионович
Иосиф Виссарионович Сталин
Из речи по поводу смерти Ленина, 1 924 год Двадцать пять лет пестовал товарищ Ленин ...