Абстрактное искусство

Вначале XX века деятели искусства экспериментировали с новыми формами, стремясь вырваться за рамки традиционных способов выражения. Под давлением авторитетов — романтиков и постромантиков (Бетховен, Брамс, Чайковский и так далее) в музыке, импрессионистов в живописи, русских и английских романистов в литературе — новые художники стремились исследовать пределы искусства и не просто освободиться от груза традиции, но найти способы выражения для стремительно меняющегося мира — урбанистического, индустриального, в котором личность ощущала своё отчуждение от времени и пространства.

В эволюции музыки закономерным этапом стали эксперименты австрийца Арнольда Шёнберга с 12-тоновой гармонической системой и создание в 1 909 году полностью атонального произведения с равенством всех 12 тонов.

В живописи начало XX века стало эпохой открытий в области абстрактного, или беспредметного искусства — искусства, не изображающего реальных объектов, но абстрагирующего их суть. К абстрактному искусству принято относить целый ряд весьма непохожих друг на друга направлений. Творчество Матисса и других фовистов (прозвище, данное этой группе художников с лёгкой руки французского критика, назвавшего их «дикими зверями» — les fauves) не полностью оторвано от объекта, однако их вольное обращение с цветом и формой считалось радикальным отходом от традиции.

Некоторые фовисты затем отдали дань кубизму — направлению, развивавшемуся Пабло Пикассо и Жоржем Браком и также отчасти предметному: объекты и фигуры на картинах кубистов сведены к простым геометрическим формам. Тем временем экспрессионисты, в том числе норвежец Эдвард Мунк и немец Пауль Клее, углубились в сущность объекта, его эмоциональное содержание. В противоположность импрессионистам они ставили перед собой задачу выразить не красоту и гармонию, а идеи и этические проблемы, пусть даже самые неуютные и тревожащие.

Аналогичные процессы шли в литературе. Кубистические эксперименты французского поэта Гийома Аполлинера предвосхитили творчество Жана Кокто и других сюрреалистов. Экспрессионизм привлекал таких драматургов, как Георг Кайзер и Бертольт Брехт. Эти и другие движения в искусстве влияли друг на друга и вдохновляли художников последующих поколений.


Афиша концерта Шёнберга, 1 913 год
Афиша концерта Шёнберга, 1 913 год

Чем менее интересна буква, тем полезнее она для типографа.

Когда Альберс читал лекции, он неизменно спотыкался по дороге к кафедре. Он также ронял свои записи. Немедленная симпатия аудитории. Я видел, как он делал это по меньшей мере двенадцать раз за девять месяцев. Совпадение?

Это абсолютное сотрудничество... Мы всё делаем вместе, мы шагаем в ногу на протяжении всего процесса. Она поразительна. Что я могу вам сказать? Я люблю эту даму. Я люблю её такой, какая она есть, и я люблю её за то, что она делает.

Карта Азии из атласа Ортелия
Атлас мира
Эпоха великих географических открытий способствовала развитию географической ...
Вулкан Кракатау
Кракатау
Супруга инспектора. Кетимбанг, 1883 год Вдруг стало очень темно. Последнее, что я ...