В 1 010 году в тысячах километров от Японии завершилось создание другого памятника литературы. Персидская эпическая поэма «Шахнаме», в отличие от «Повести о Гэндзи», не сосредоточивается на жизни одного правителя — в ней описано царствование всех иранских царей с мифических времён до VII века.
Почти 60 000 двустиший, воспевающих персидских царей, поэт Фирдоуси писал по мотивам более ранних преданий. Однако именно творению Фирдоуси предстояло запечатлеться в веках — «Шахнаме» стала вершиной персидской поэзии и по сей день остаётся известнейшим литературным произведением Ирана.
В XVI веке, когда сефевидские шахи покровительствовали искусствам, художники украсили книгу изысканными многоцветными иллюстрациями, в которых словно оживали мифические и пасторальные сцены.
Слова «графический дизайнер», «архитектор» или «промышленный дизайнер» застревают у меня в горле: когда я произношу их, то чувствую ограниченность, специализацию в рамках профессии; я вижу отношение к обществу и установленный порядок, неудовлетворительный и несовершенный. Этого убогого набора терминов недостаточно для того, чтобы во всей полноте раскрыть до сих пор так и не выявленную до конца сущность дизайнера.
Когда проект оказывается провальным, мы объясняем это тем, что что то пошло не так на стадии переговоров, но это не отменяет того факта, что мы пытались служить идее, в которую верили.
Я не могу точно сказать, когда у меня появилась любовь к графикам. В детстве мне очень нравилась книга под названием «сравнения». В ней были сотни графиков, таблиц и перечней интересных фактов о самых быстрых машинах, самых высоких водопадах и самых крупных животных. Определённо, эта книга сильно повлияла на меня.