Прогресс в кораблестроении шёл рука об руку с такими изобретениями, как компас и морские карты. В Европе на смену вёслам пришёл руль — представлявший собой, по сути, то же весло, но прикреплённое к корпусу корабля. Поначалу руль помещали в боковой части судна, но выяснилось, что на корме он гораздо эффективнее. Судя по записям мореплавателей из Фландрии, к 1 252 году уже существовали суда двух типов — с боковым рулём и с рулём на ахтерштевне.
Среди других технических достижений, приведших к бурному развитию мореплавания в позднем Средневековье, были треугольный латинский парус, позволявший плыть при разных направлениях ветра, а не только при строго попутном, и более высокая прочность корпуса и киля. Теперь корабли могли бороздить бурные моря. Эта революция в мореплавании обернулась в последующие четыре века бумом морской торговли, исследований и картографии.
Создавайте свои инструменты.
Когда вы хорошо освоили правила, вы можете делать всё что угодно, даже плевать на них, но начать что-либо без базовой структуры невозможно.
Каждый раз, когда мне говорят о чём-то, что оно «должно» быть сделано так то и так то, я в конечном счёте обнаруживаю, что это «должно» означает совсем не то, что мы изначально подразумевали.