Человек, которому предстояло покончить с господством монголов в Китае, родился не под счастливой звездой. Осиротев в 16 лет во время вспышки бубонной чумы, Чжу Юаньчжан похоронил родителей и удалился, как и другие сироты, в буддийский монастырь, а впоследствии вступил в воинствующую секту, стремившуюся «очистить» Китай к возвращению Будды — положить конец владычеству монголов.
Именно это и сделал Чжу Юаньчжан в 1 368 году. 10 лет он накапливал военную мощь и совершенствовал воинское искусство, чтобы объявить себя императором новой династии и сразу вслед за этим напасть на монгольскую столицу. Он с лёгкостью вытеснил последнего хана — тот бежал на север, в степь, — и объявил столицей новой династии Мин город на реке Янцзы (нынешний Нанкин).
Чжу не забыл тягот своей юности: он всегда думал о нуждах бедняков, издавал законы, защищавшие интересы должников, мелких торговцев, женщин. Учреждённая им система государственного управления просуществовала до XIX века. При этом Чжу был скор на расправу, и несогласных ожидали пытки и казни. Парадоксально, но он вошёл в историю и как блестящий государственный деятель, и как безжалостный тиран.
Правители династии Мин снарядили четырёхмачтовые корабли, вмещавшие до 500 человек, для исследования морских путей в Японию и Африку. Они торговали шёлком и фарфором, взамен получая тропическое дерево и пряности
Слова «графический дизайнер», «архитектор» или «промышленный дизайнер» застревают у меня в горле: когда я произношу их, то чувствую ограниченность, специализацию в рамках профессии; я вижу отношение к обществу и установленный порядок, неудовлетворительный и несовершенный. Этого убогого набора терминов недостаточно для того, чтобы во всей полноте раскрыть до сих пор так и не выявленную до конца сущность дизайнера.
Читайте. Путешествуйте. Читайте. Спрашивайте. Читайте. Учитесь. Размышляйте. Читайте.
Признаться, я не смотрю на чужие работы... В целом на меня влияют разные вещи — от написанной художником картины до вывески на улице. Иногда надпись «Продаётся» в витрине магазина привлекает меня гораздо больше самой серьёзной дизайнерской работы. Не то чтобы я не находил некоторые из них достойными, но, мне кажется, опасно подходить слишком близко к чужой работе и поддаваться её влиянию.