В 1 793 году инженер Эли Уитни, работавший помощником управляющего хлопковой плантацией в Джорджии, нашёл способ повысить прибыльность хлопководства. На большей части территории южных штатов выращивали коротковолокнистые сорта хлопчатника, волокна которых с трудом отделяются от семян. Сложный и трудоёмкий процесс отделения волокон от клейких семян существенно ограничивал потенциал хлопководства. Столкнувшись с этой проблемой, Уитни принялся за дело и изобрёл хлопкоочистительную машину. По сути это был ящик с двумя вращающимися цилиндрическими валами, которые отделяли семена от волокон. Изобретение заменяло утомительный ручной труд и открывало дорогу промышленному производству (уже к середине XIX века американский Юг давал три четверти мирового производства хлопка).
Уитни запатентовал изобретение и вместе с партнёром стал строить и сдавать в аренду хлопкоочистительные машины. Но плантаторы, не желая платить и незаконно используя идею, строили свои механизмы, что вело к длительным тяжбам. Это изобретение не принесло Уитни богатства, и он занялся выпуском мушкетов, впервые собираемых из стандартных, взаимозаменяемых деталей. В любом случае хлопкоочистительные машины сыграли важную роль и привели к серьёзным социальным переменам: начавшийся хлопковый бум требовал огромного количества рабочих рук, что привело к укоренению рабства в южных штатах.
Но куда более важным изобретением Уитни оказалась его идея взаимозаменяемых частей. Это был революционный переворот в машиностроении. По заказу правительства США Уитни производил мушкеты, состоявшие из стандартных деталей. Производство ускорилось, кроме того, такой мушкет можно было отремонтировать, не отправляя его в мастерские, как раньше. Это сыграло важную роль во время Гражданской войны и привело к огромному скачку в развитии промышленности.
Слова «графический дизайнер», «архитектор» или «промышленный дизайнер» застревают у меня в горле: когда я произношу их, то чувствую ограниченность, специализацию в рамках профессии; я вижу отношение к обществу и установленный порядок, неудовлетворительный и несовершенный. Этого убогого набора терминов недостаточно для того, чтобы во всей полноте раскрыть до сих пор так и не выявленную до конца сущность дизайнера.
Читайте. Путешествуйте. Читайте. Спрашивайте. Читайте. Учитесь. Размышляйте. Читайте.
Напечатанный лист побеждает пространство и время. Напечатанный лист и бесконечность книги сами должны быть преодолены. Электрическая библиотека.